В апреле 1957 года на железнодорожном переезде под Челябинском случилось страшное ДТП: столкнулись паровоз и переполненный автобус. На месте погибли 18 человек, позже в больницах скончались ещё 14 человек. О трагедии не писали газеты, данные о расследовании были рассекречены лишь спустя 60 лет. Рассказываем, какие сведения об аварии хранились в архиве.
«Шлагбаумы оставила открытыми»
«28 апреля 1957 года на охраняемом переезде 28-го километра перегона Кирзавод—Чурилово Челябинского железнодорожного узла произошел наезд резервного паровоза ФД 20-2212 на автобус ЗИС-155, следовавший с пассажирами по шоссе Челябинск—Копейск. В результате наезда автобус переломан на две части» — такое спецсообщение отправил транспортный прокурор первому секретарю Челябинского обкома КПСС Н.Н. Лаптеву.
В Государственном архиве Челябинской области хранятся стенограмма и протокол заседания бюро Челябинского обкома от 29 апреля 1957 года, где был сделан доклад об обстоятельствах аварии.
В салоне автобуса ЗИС-155 в то апрельское утро находились 50 человек, за рулем был 25-летний шофер 2-го класса Федор Франовский. Автобус направлялся из Челябинска в Копейск. Сторож охраняемого переезда Наталья Белоногова буквально на полторы-две минуты «отвлеклась от надзора за автотранспортом и шлагбаумы оставила открытыми». По железнодорожному пути к переезду с достаточно высокой скоростью — 35 км/ч — двигался резервный паровоз, в кабине которого находились 38-летний машинист Виктор Зайков и 30-летний помощник машиниста Николай Герасимов.
Вероятно, водитель автобуса не успел увидеть паровоз, да и открытый шлагбаум добавлял ему уверенности, что переезд открыт. Правда, в спецсообщении прокурора указано, что пассажиры видели приближающуюся опасность, стали кричать и стучать в кабину, однако водитель «не принял мер к остановке автобуса».
В свою очередь помощник машиниста Герасимов также предупреждал коллегу о том, что к переезду движется автобус. Но машинист Зайков «не принял мер к уменьшению скорости движения паровоза и его остановки».
Согласно выводам прокурора, водитель автобуса нарушил «Правила уличного движения по г. Челябинску», а машинист и его помощник — несколько пунктов Правил техники безопасности и Правил технической эксплуатации железных дорог СССР.
Просили построить путепровод
По воспоминаниям очевидцев, автобус был переполнен из-за того, что в выходной день челябинцы отправились на знаменитую в те времена копейскую барахолку.
«В тот же день я прибыл на место аварии. Это была страшная картина. Вдоль путей лежали изуродованные останки. Там голова, там нога... Посмотришь на такое — с ума можно сойти!» — вспоминал Михаил Левенец, который в 1955–1957 годах был начальником областной ГАИ.
Руководитель Госавтоинспекции не раз писал письма в адрес начальника железной дороги и министра путей сообщения с требованием закрыть этот переезд и начать строительство путепровода. Ему отвечали, что на это «недостаточно средств». На самом деле еще в 1953 году Совет министров СССР утвердил проект и смету строительства моста в сумме 2 млн 367 тыс. рублей. Деньги уже были выделены, но начинать строительство чиновники не торопились.
По решению суда сторож переезда, шофер автобуса и машинист паровоза получили по 10 лет тюрьмы, помощник машиниста был приговорен к 8 годам лишения свободы.
В наши дни безопасности на железнодорожных переездах уделяют большое внимание. Водителям постоянно напоминают, что желание сэкономить несколько секунд и «проскочить» может стоить им жизни. Тем не менее, ежегодно только в Челябинской области находится несколько автомобилистов, которые игнорируют правила. Результат такой небрежности — увечья и даже гибель.