Примерное время чтения: 15 минут
2303

1 суицид на 50 попыток. Специалисты о том, как предотвратить трагедию

АиФ-Челябинск №10 08/03/2017
«Игры со смертью» – это участие в информационных играх, которые распространяются по социальным сетям в интернете.
«Игры со смертью» – это участие в информационных играх, которые распространяются по социальным сетям в интернете. / Concord90 / pixabay.com

В пресс-центре «АиФ-Челябинск» прошла пресс-конференция, посвящённая «играм со смертью». Участие приняли:

  • Смирнова Татьяна Александровна, главный детский психиатр Челябинской области;
  • Кулькова Жанна Геннадьевна, педагог-психолог высшей категории, руководитель Центра психологической диагностики и консультирования;
  • Путник Константин Владимирович, руководитель миссионерского отдела Челябинской епархии, председатель Независимого экспертного совета по проблемам национальной безопасности и экстремизма.

Справка: Независимый экспертный совет по проблемам национальной безопасности и экстремизма был создан в апреле 2016 года на базе АНО «Центр культурно-религиоведческих исследований, политических технологий и образовательных программ». В работу Экспертного совета вошли религиоведы, социологи, психиатры, специализирующие на проблемах исследования и выработки, профилактических мер в области борьбы с деструктивными организациями.

Согласно данным мониторинга, осуществленного Независимым экспертным советом по проблемам национальной безопасности и экстремизма, а также обращениям, поступающим в миссионерский отдел Челябинской епархии от представителей образовательных учреждений и обеспокоенных родителей – огромную популярность среди детей школьного возраста и подростков набирает «игра со смертью», итоговый этап которой включает совершение самоубийства

Представляем Вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия.

Насколько острой стоит проблема суицидального поведения среди подростков в Челябинской области?

Путник К.В.: Достаточно остро. Можно говорить о том, что началась настоящая эпидемия детских и подростковых суицидов по всей стране и даже в ближнем зарубежье, в республиках бывшего Советского Союза. По данным ВОЗ, Россия занимает первое место в Европе по суицидам. Статистика настораживает: в прошлом году в РФ зарегистрировано 720 завершенных случаев суицидов. В Челябинской области официальной статистики нет ни по завершённым суицидам, ни по незавершённым, т.е. попыткам совершить самоубийство. Но по данным, взятым из открытых источников, в 2015 зарегистрировано 10 случаев детских и подростковых суицидов, в 2016 – 17, в этом году - уже 2. 

Фото: АиФ

Кулькова Ж.Г.: И это речь только о завершённых! По неофициальным данным, число попыток совершить суицид превышает их в разы: на один завершённый суицид приходится 50 его попыток!

Путник К.В.: Стоит отметить, что российское общество оказалось не готово к новому смертоносному вызову: методики, предлагаемые исполнительной властью, работают плохо или не работают вообще; стратегии противодействия суицидальному поведению отсутствуют; родители и педагоги, как правило, не имеют представления о том, с чем они столкнулись в действительности. Дети, которые готовятся совершить суицид в силу своей безответственности не понимают, какую боль причинят своим родителям, какой это бедой обернётся для них.

«Игры со смертью» – это участие в информационных играх, которые распространяются по социальным сетям в интернете. Детей и подростков вовлекают в эти интерактивные игры, которые могут закончиться суицидом. Конечно, не каждый ребёнок, вовлечённый в игру, непременно покончит собой. До конца дело доведут единицы. Но опасность в том, что участие в таких играх необратимо травмирует и деформирует детскую и подростковую психику. Кто во всём этом виноват? Существует так называемая конспирологическая версия, многие к ней относятся иронично, но она сегодня наиболее правдоподобна. У истоков этих игр стоят взрослые, которые заинтересованы в ослаблении системы нашей национальной безопасности. Общая причина всего этого одна – отсутствие общих онтологических смыслов, отсутствие национальной идеи, которая всегда была в российской истории и вдруг исчезла. Сегодня мы живем в идеологическом вакууме. У нас не стало того, ради чего стоит жить и работать. У нас не стало норм. Каждый живет так, как ему хочется. И в этих условиях наше общество обречено воспроизводить суицидальные практики. Мы не можем изменить наше общество, к сожалению, но можем снизить цифры потерь.

Смирнова Т.А.: Беда в том, что мы говорим о суицидах уже не первый год. В 2009 году у нас было 25 законченных суицидов, в 2010 – 21, в 2011 – 37, в 2012 – 26, в 2013 – 28, в 2014 – 22, в 2015 – 20, в 2016 – 27. Сегодня принято решение, что в нашу больницу будут стекаться все сведения о попытках суицидов, в том числе детских. Таким образом, мы надеемся получить более качественную статистику.

Фото А.Фирсова

Если говорить о том, кто виноват, то играет роль абсолютно всё: общение со сверстниками, первая любовь, значимая группа подростков, семья, школа, взаимоотношения в коллективе, отношения с преподавателями, успеваемость, общее здоровье и т.д. Наши правоохранители пока не могут вычислить людей, которые склоняют наших детей к суицидам. Дети не просто заигрываются и не могут выйти из игры. Разработчики идут дальше: если они видят, что подросток сомневается, боится или не хочет, говорят: мы тебе поможем. На многих картинках видно, что рядом с мостом и прыгающим подростком есть какая-то тень. На том чердаке, с которого ребёнок якобы выпал, были какие-то люди. То есть мы не можем сказать, имеем дело с самоубийствами или с убийствами в конечном итоге.

Сейчас многим детям приходят угрозы: если ты сам не уйдёшь из жизни, то это помогут сделать твоим родителям. Важно, насколько семья связан эмоционально со своим ребёнком, потому что ребёнок это фактически зеркало семейного благополучия или неблагополучия. Если ребёнок счастливый, здоровый, занят делом и у него есть цели, то и семья такая. Именно в семье ребёнок должен понять, что такое добро и зло, что такое жизнь и смерть. Многие подростки не понимают, что смерть – это не на несколько часов, что живой воды ещё никто не придумал. Мы практически не имеем традиций расставания с родственниками, поминовения умерших.

Взрослые, помня о том, что психика ребёнка ранима, стараются избавить их от контакта со смертью. Даже если умирает кошка или собака, которая жила в квартире, ребёнку говорят, что животное просто убежало. Конечно, я не говорю о том, что ребёнка с ранних лет нужно тащить на кладбище и показывать ему мёртвое тело. Но семья для того и создана, чтобы ребёнок зрел в ней и учился, чтобы в ней он проходил свои жизненные уроки.

Теперь о занятости ребёнка. Если у него есть занятие, то он не будет подменять реальную жизнь «игралками» и «стрелялками». Мне на глаза недавно попался репертуар одного из городских кинотеатров. И я пришла к выводу, что детские психиатры без работы не останутся никогда. Там не было ни одного нормального фильма. Даже мультфильмы и те либо фэнтези, либо какие-то придуманные истории и везде нарисован огонь, изображена агрессия. Когда из сериала в сериал одни и те же артисты играют героев, которые погибают, забывается, когда они выжили, а когда действительно погибли. Их не жалко! Посмотрите на девочек: они сегодня играют даже не в барби, а неизвестно в каких монстров! Послушайте, о чём дети говорят и как! В интернете они пишут как попало, эмоции заменяются простыми и скользкими словами. Они говорят «печалька»! Многие детские переписки вообще не содержат слов, они полностью состоят из знаков или рисунков. Теряется речь и умение выстроить свою мысль. Слово «милосердие» вообще вышло из нашего лексикона.

Посмотрите, сколько у нас заимствованных слов! Сегодня взрослые руководствуются исключительно рейтингами. Идёт борьба за прайм-тайм. Я уже много лет не смотрю телевизор. А тут посмотрела. Нормальный человек, посмотрев несколько передач Малахова, должен идти к психологу и если не лечиться, то по крайне мере очищаться от этой дури, которая льётся с экранов часами. Героями становятся непонятно кто. Дети, покончившие собой! Суицид приобретает не просто романтический характер, а извращённый.

Путник К.В.: Для многих родителей и педагогов увлечение детей различными «синими китами» и другими опасными играми часто становится сюрпризом. Но даже узнав о том, что их дети вовлечены в эти игры, они относятся к этому безответственно. Сегодня в молодёжной среде очень популярна книга «50 дней до моего самоубийства». Это практически бестселлер. 6 миллионов просмотров в интернете! Думаете, это родители просматривают?.. Стотысячные тиражи! В книжных эта книга лежит на первых витринах. Родители, зная, что их ребёнок, зачитывается этой книгой, даже не ин-те-ре-су-ют-ся, о чём она! И никто из педагогов её не читал! Это значит одно: ни родители, ни педагоги часто просто не знают, что творится в головах у их детей! А книга, между прочим, описывает тот патопсихологический круг, в который себя замыкает подросток. Я недавно общался с психологом, она мне процитировала стихотворение маленького мальчика:

- Я очень весёлый мальчик.
Я страшный такой весельчак.
А папа такой угрюмый.
И грустная мама моя.
Учительница – туча тучей.
Дедушка – сыч сычом.
А я ничего. Я весёлый.
Что мне теперь – умирать?

Этот стих полностью отражает сложившуюся в обществе ситуацию.

Кулькова Ж.Г.: Проблема суицидальных рисков в детской подростковой среде рассматривается на протяжении последних 20 лет. Существуют исследования, которые выявляют определенные состояния, которые предвосхищают суицидальные попытки или обнаруживают суицидальные мысли. Беда в том, что многие боятся обращаться к психологам, боясь что это обращение в будущем как-то навредит ребёнку, его взаимоотношению с коллективом, его учёбе и т.д. Или набросит тень на них, как на родителей, будет свидетельствовать о их некомпетентности. И занимают «страусиную» позицию, которая наращивает проблемы. Родитель, который дорожит здоровьем и психологической безопасностью своего ребёнка, конечно, всё-таки обратится к специалистам и предотвратит все опасности.

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Что служит показанием для консультации ребёнка у врача-психиатра?

Смирнова Т.А.: Во-первых, это состояния, требующие неотложной госпитализации в психиатрические отделения. Необходимо обследовать и лечить невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. Обратите внимание на органическое расстройство личности с когнитивными, эмоционально-волевыми, сомато- вегетативными, аутистическиподобными и другими поведенческими нарушениями. Имеют значение и неспецифические психические расстройства при эпилепсии. Умственная отсталость, осложненная различными синдромами (при сохранении навыков самообслуживания).

Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте. Психические расстройства и расстройства поведения с (вызванные) употреблением психоактивных веществ (без психоза). Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. Расстройства настроения (аффективные расстройства). Нарушения психологического (психического) развития (аутизм; задержка речевого развития, сочетающаяся с задержкой интеллектуального развития и специфические расстройства школьных навыков). 

Какие состояния детей требуют настороженности и активных действий?

Смирнова Т.А.: Смерть одного из родителей, близкого родственника, друга/подруги и т.п. Смена настроения/пониженное настроение или оживленность, несоответствующая ситуации. Напряженная или конфликтная ситуация в семье/ школе. Изменение аппетита (избирательность, отказ от еды/прожорливость). Нарушение сна (трудность засыпания, частые пробуждения, ранние просыпания, чувство усталости и разбитости после сна). Повышенная тревожность, боязливость, страхи, защитные навязчивые действия и ритуалы. Школьная или социальная дезадаптация. Снижение успеваемости; появление трудностей в усвоении школьного материала. Конфликтность, обидчивость при контактах со сверстниками и взрослыми (школа, семья). Неразделенные чувства любви, дружбы; отверженность в семье или в среде сверстников. Высказывания суицидального характера. Проведение длительного времени за компьютером, отгороженность от семейной и школьной жизни. Пребывание на сайтах особого содержания (самоубийства, молодежные течения и организации, аноректики, сексуального и агрессивного характера и т.п.). Участие в драках, эпизодах сексуального характера (как со стороны агрессора, так и жертвы). Демонстративно-шантажное поведение, словесное высказывание обид и угроз. Экстраординарные ситуации, аварии, пожары, наводнения и т.п. Отмечу, что в группе риска по возникновению психической патологии находятся:

  • дети из дисгармоничных, неблагополучных и асоциальных семей;
  • дети из семей психически больных, алкоголиков, наркоманов;
  • дети из семей, где родители развелись или готовятся развестись;
  • дети из семей с неправильным типом воспитания;
  • дети, взятые под опеку;
  • дети-сироты;
  • дети, находящиеся в длительной трудной жизненной ситуации;
  • дети беженцы и вынужденные переселенцы.

Такие дети нуждаются в постоянном наблюдении психологов, опеке воспитателей и педагогов, социальных служб.

Что делать, если ребенок «заигрался»?

Смирнова Т.А.: При активных суицидальных высказываниях, действиях детей и подростков (до 18 лет) необходимо вызывать соматическую «Скорую помощь» (телефон 03) или психиатрическую бригаду «Скорой помощи» для решения вопроса госпитализации в медицинскую организацию соответствующего профиля (токсикология, наркология, психиатрия). При госпитализации ребенка/подростка в соматическую больницу после незавершенной суицидальной попытки необходима консультация врача- психиатра (при согласии родителей/опекунов/законных представителей ребенка до 15 лет или самого подростка). По решению врачебной комиссии больницы осмотр возможен в недобровольном порядке при наличии показаний и по решению суда. В детских отделениях ГБУЗ «ОКСПНБ№1» и «ОПНБ№5» специально выделены койки для лечения суицидентов – детей и подростков до 18 лет.

Теперь подробный алгоритм действий.

1-й шаг. Необходимо побеседовать с ребенком, убедить его позвонить по телефону психологической помощи, телефону доверия либо со службой психологической помощи следует связаться самому взрослому.

Телефон Доверия Министерства Здравоохранения Челябинской области: 8(351)269-77-77 работает по будням с 17-00 до 08-00. Во время телефонного разговора консультанты стремятся облегчить человеческие страдания, одиночество, отчаяние и депрессию посредством выслушивания людей, которым не к кому больше обратиться со своими невзгодами за сочувствием и пониманием, решившим расстаться с жизнью. 

Телефон доверия в г. Магнитогорске: 8(3519)30-30-55 работает по будням с 17-00 до 07-00
Одновременно с этим необходима консультация школьного или медицинского психолога (в детской поликлинике, в частном медицинском или психологическом Центре).

2-й шаг. При отсутствии эффекта от психологической консультации и коррекции следует немежденно обеспечить консультацию у детского врача-психотерапевта – в детской поликлинике по месту жительства или в частном медицинском или психологическом Центре. Важно, чтобы специалист, к которому вы обратитесь, имел высшее образование (для врача - интернатура или ординатура), диплом и сертификат. У медицинской организации должна быть лицензия на определенный вид деятельности.

3-й шаг. При отсутствии эффекта психотерапевтической работы с ребенком/подростком или при нарастании/и усложнении симптоматики (изложенной выше) необходимо срочно обеспечить консультацию детского (подросткового) врача-психиатра по месту жительства – в детской поликлинике своего района или города.

Для детей подросткового возраста г. Челябинска – в детском диспансере ГБУЗ «Областная Клиническая Специализированная Психоневрологическая Больница №1» (ГБУЗ «ОКСПНБ№1»): ул. Кузнецова 2а, телефон регистратуры: 8(351)269-73-54.

При отсутствии детского (подросткового) врача-психиатра по месту жительства:

  1. Для жителей (до 18 лет) г. Магнитогорска и прилегающих территорий консультация в Центре психического здоровья детей и подростков ГБУЗ «Областная Психоневрологическая Больница №5» (ГБУЗ «ОПНБ№5»): г. Магнитогорск, ул. Рабочая, 53, по будням с 8-00 до 18-00. Приемный покой работает круглосуточно.
  2. Для жителей Челябинской области (кроме «куста» г. Магнитогорска) – в Центре психического здоровья детей и подростков ГБУЗ «ОКСПНБ№1»: г.Челябинск, ул.Кузнецова, 2а,корпус 6 (1 этаж, первая дверь от арки). Проезд - трол. .№ 5, 11, 12, 7 до остановки «Энергетический колледж» или маршрутным такси №40, 17, 36, 14, 4, 103, 48, 20 до остановки «Больница». Телефон регистратуры 8(351)269-73-54 по будням с 8-00 до 17-00. Приемный покой ГБУЗ «ОКСПНБ№1» работает круглосуточно (ул. Кузнецова 2а, корпус 4, въезд со стороны леса).
Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах