Ребёнок плачет в магазине из-за очередной игрушки или разбрасывает вещи дома, абсолютно не реагируя на мамины «нельзя» - такая ситуация знакома многим родителям. Почему малыш становится неуправляемым и можно ли это предотвратить – в материале «АиФ-Челябинск».
Рецепта нет
Столкнуться с непослушанием рискует любой родитель, даже если он уделяет достаточно времени воспитанию ребёнка. И причины «глухоты» к запретам могут быть самыми разными.
Проверка на прочность. Исследуя мир, ребёнок узнаёт новое и о своих родителях. Он обязательно захочет проверить, как много мама и папа готовы ему позволить. Один из способов – нарушить какой-либо запрет и последить за реакцией.
Протест. Слишком высокие требования и большое число запретов рано или поздно приведут к бунту со стороны малыша.
Недостаток внимания. Мама очень занята даже дома, а ребёнку так хочется побыть с ней. И самым простым способом привлечения внимания становится шалость – увидев это, родители обязательно подойдут, что-то скажут, постараются отвлечь.
Самое неприятное проявление детского непослушания – историка и крик в людном месте. В это время взрослые испытывают целую гамму отрицательных эмоций – беспомощность, страх за ребёнка, стыд перед окружающими. При этом специалисты не могут дать готовых «рецептов» выхода из такого положения.
«Всё очень индивидуально, нет чётких общих инструкций, что делать в таком случае. Однако родителям можно посоветовать оставаться спокойными, не повышать голоса и чётко говорить, чего они хотят от ребёнка. Но даже это не всегда помогает», - отмечает челябинский психолог Юлия Летягина.
Правила запрета
Чтобы ребёнок в любое время правильно реагировал на «нет» и «нельзя», родителям следует помнить о нескольких нюансах:
Договориться «на берегу». Многие конфликтные ситуации можно предусмотреть заранее, а значит, и правила для них следует обсудить до того, как возникнет проблема. Не хотите, чтобы ребёнок скандалил в магазине – условьтесь с ним, что, например, игрушку покупают только в определённый день.
Не нарушать правила. Если ребёнок увидит, что взрослые сами не подчиняются своим же запретам, он очень быстро сделает нужные выводы. «Важно поведение родителей во время запрета впервые - насколько они сами могут выдержать строгость. И ребенок в разном возрасте проверяет родителей, прощупывает границы дозволенного», - напоминает психолог.
Единство во всём. Не будет никакого толка от маминых слов, если другие родственники в её отсутствие разрешают ребёнку делать «запретные» вещи. Это забота взрослых – договориться между собой о правилах и условиях, которым будет подчиняться вся семья.
Оставлять пространство. Первые проявления самостоятельности обычно отмечают в 3 года – в этом возрасте ребёнок уже хочет что-то решать независимо от родителей. И этот выбор можно ему предоставить, оставаясь в рамках дозволенного. Например, вместо строгого «Надень красную кофту!» предложить сыну или дочке самим выбрать из 2-3 подходящих вещей ту, в которой они хотят идти в детский сад. Даже если решение окажется не самым удачным, ребёнок сможет получить опыт и в следующий раз прислушается к совету.
Беречь слова. «Нет» и «нельзя» от частого использования могут «обесцениться», и ребёнок перестанет воспринимать их как важный сигнал. Поэтому специалисты рекомендуют оставить эти слова для самых крайних случаев, подбирая другие выражения.
Описывать последствия. Ребёнку будет проще принять запрет, если ему рассказать о связанных с его нарушением бедах. Важно при этом не лукавить и не запугивать. «Не наденешь шапку – заболеешь и умрёшь» слишком жёсткий и не совсем реальный пример. Лучше упомянуть, что от ветра заболят уши, а из-за этого ребёнок не сможет пойти на прогулку с друзьями.
Хвалить за правильные действия. Когда малыш без капризов выполнил всё, о чём ему говорили, это нужно обязательно отметить – так он запомнит приятные эмоции, которые потом обязательно захочет испытать снова.
«Примерно к 5 классу дети способны полностью понять определённый чёткий свод правил, что можно и нельзя. Но если родители в раннем возрасте договариваются с ребёнком и держат своё слово, то и малыш может воспринять слова», - отмечает Юлия Летягина.