Многие родители часто задаются вопросом: «Как же вызвать у ребенка интерес к учебе?». Но правильнее было бы спросить себя: «Почему ребенок не хочет учиться?». Если родитель и задает себе такой вопрос, то в голову приходит довольно банальный ответ – из-за лени. Но на самом деле, все гораздо сложнее. Ведь нежелание учиться, отсутствие интереса к урокам могут спровоцировать сами родители, предъявляя своему чаду непосильные требования, например, что он должен учиться на отлично по всем предметам.
Итак, что же делать?
Во-первых, присмотритесь к себе. Какие требования вы предъявляете своему ребенку? Соответствуют ли они его возрасту, возможностям? Бессмысленно заставлять ребенка заниматься часами, если он еще младший школьник, и ведущей у него является игровая деятельность. Ребенок в этом возрасте не способен длительное время усидеть на месте. Такая нагрузка, вполне, может вызвать нервное перенапряжение. Время, отведенное урокам, должно соответствовать возрасту ребенка - два часа в день с двумя небольшими, десятиминутными перерывами на отдых.
Во-вторых, если вы требуете, чтобы ваш ребенок учился только на отлично, каждый раз критикуя его за более низкую оценку, то вполне естественно, что у ребенка выработается отрицательное отношение к учебе. Она будет связана для него со страхом наказания и негативного отношения с вашей стороны к нему. Но, помимо этого, у ребенка вырабатывается так же страх совершить ошибку, что непременно случается, так как он находится в постоянном напряжении, и, в конце концов, внимание рассеивается, и ребенок ошибается. Это взращивает в нем комплексы, неуверенность в себе, а так как присутствует еще и страх неодобрения со стороны родителей, появляется ложь (ничего не задали, я уже все сделал и т.д.). Чтобы этого избежать, поощряйте ребенка за хорошие оценки, за его старания, а если уж и получил плохую оценку, не ругайте и не критикуйте, а наоборот, поддержите, скажите, что он старался и что в следующий раз у него обязательно все получится.
В-третьих, к каждому ребенку нужен индивидуальный подход в учебе, необходимо учитывать его темперамент. Под темпераментом мы понимаем тип нервной системы, который обуславливает скорость и силу протекания нервных процессов. Существует всего четыре типа темперамента - это флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики. Например, бесполезно, а то и вредно требовать от ребенка с флегматичным темпераментом быстрого выполнения заданий, так как его нервная система инертна и не способна быстро «включиться» в какую-либо деятельность и динамично выполнять ее. Такому ребенку необходимо давать больше времени на выполнение задания и не торопить его. А вот ребенку-сангвинику быстрый темп работы дается легко, но вот закончить дело до конца и не отвлекаться - сложная задача. Поэтому такого ребенка желательно заинтересовать занятиями, которые концентрируют внимание, требуют тщательности выполнения, например, это конструкторы, паззлы, рукоделие. Так же необходимо поощрять сангвиника за его настойчивость при выполнении заданий. У ребенка холерического темперамента могут возникнуть сложности из-за избытка энергии, неусидчивости, невнимательности. В первую очередь, нужно дать выход накопившейся энергии, идеальный вариант – занятия подвижными видами спорта. Для тренировки внимания так же подойдут занятия рукоделием, лепка, рисование. Холерики всегда торопятся, объясните ребенку, что главное качество, а не количество. Особое внимание необходимо уделять ребенку с меланхолическим темпераментом. Такой ребенок нуждается в постоянной поддержке со стороны близких ему людей. Малейшая неудача повергает такого ребенка в уныние. Задача родителей - научить ребенка видеть в ошибках положительный опыт, хвалить его за успехи и обязательно говорить ему, что вы верите в его силы, и что он сможет справиться с заданием.
В-четвертых, будьте образцом для своего ребенка. Будет здорово, если вы расскажете ему о своих школьных годах, об успехах, о выступлении на олимпиадах и конкурсах, о веселых мероприятиях и соревнованиях между классами. Вспомните свои любимые предметы, что особенно вам в них нравилось. Просмотрите вместе школьный альбом, расскажите об одноклассниках, с кем сидели за партой, одним словом, формируйте у ребенка положительное отношение к школе. Так же устраивайте всей семьей интеллектуальные игры, которые расширяют кругозор и желание познавать что-то новое. Играйте с ребенком в «школу», придумывайте, как можно помочь ребенку сделать уроки в форме игры, выслушайте его предложения. Используйте различные цветные карточки, карандаши и фломастеры, магнитики, конструкторы и разные другие предметы, которые вызовут интерес у ребенка и разнообразят скучные для него примеры по математике, тексты и правила по русскому языку. Так вы получите не только выполненное домашнее задание и хорошую оценку, но и желание ребенка вновь приступить к такому занимательному занятию в следующий раз.
В-пятых, помогайте ребенку, но не все делайте за него. Если вы будете выполнять домашние задания за ребенка, вы отберете у него возможность научиться думать, выработать в себе самостоятельность и ответственность. Ваша задача, как родителя, обязательно откликаться на просьбы о помощи, если ребенок затрудняется с тем или иным заданием, но помощь должна состоять в виде заданного вектора, подсказки, чтобы ребенок смог развить свои мыслительные способности, научился решать поставленные перед ним задачи.
Подводя итоги, упомянем еще одну важную деталь – это рабочее место для ребенка. Это должен быть удобный стол, расположенный в месте, где хорошее освещение, достаточно пространства и нет отвлекающих предметов и шумов, например, телевизора. В этом деле так же можно проявить творческую смекалку и наклеить на полочки, на стену разноцветные стикеры с математическими формулами, словами-исключениями. Ну, а если есть грамоты и награждения, то и их повесить рядом в рамочки, чтобы, глядя на них, ребенок вспоминал о прежних успехах и стремился к новым, повышая в себе уверенность и собственную значимость.
Главное, о чем следует помнить родителям, - ребенку необходима ваша поддержка. Проявляйте искреннюю заинтересованность в его успехах, будьте терпеливы и внимательны во время школьного этапа в жизни ребенка. Присматривайтесь к себе, не слишком ли вы категоричны и требовательны, помните одно мудрое высказывание классика русской литературы Н.В. Гоголя: «Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать, прежде всего, себя». Удачи вам, дорогие родители!