Слово «капоэйра» (будем произносить его так, в более привычной фонетике, хотя правильнее будет всё-таки через «у») у большинства россиян вызывает недоумение. В лучшем случае, кто-нибудь вспомнит Эдди Гордо из игрушки «Мортал Комбат» или фильм «Только сильнейшие» с Марком Дакаскасом в главной роли.
Между тем, капоэйра, как спортивное явление, в России стремительно набирает армию сторонников, и, не исключено, что вскоре она потеснит такие привычные виды единоборств, как карате, тхэквондо или кикбоксинг.
А всё потому, что капоэйра имеет множество уникальных достоинств, делающих из неё не только способ постоять за себя, но и здорово «прокачать» тело физически.
Отголосок запретных культов
«Бум-бум-ба, бум-бум-ба», - африканские барабаны атабаке размером в половину человеческого роста выстукивают ритм, вводящий в своеобразный транс. В такт с ними мелодично позвякивают беримбау – инструменты вроде лука для стрельбы с натянутой на него струной и резонатором-кабасой, сделанным из обыкновенной огородной тыквы. Им сухо вторит ближайший сородич бубна – пандейру, а довершают полифонию звуки двойного колокольчику агого и ребристой трещотки реку-реку.
Большинство этих инструментов когда-то использовались в ритуальных танцах афро-бразильской религии кандомбле, основанной на поклонении духам и тесно связанной с таинственным культом вуду.
Добавьте к этому многоголосый хор, дружно поющий что-то вроде: «Ой синь синь, ой нау нау», и в голове невольно возникнет образ какого-то таинственного языческого обряда в запрещённой секте.
Не зная сути происходящего, образ из фильма в жанре «хоррор» только усилится, когда на передний план выступят главные участники действия – люди в белых футболках и штанах, среди которых есть как маленькие дети, так и почтенные представители семейств с уже проступающей сединой.
Люди в белом образуют живой круг, в основании которого на корточках садятся двое участников, хлопают друг друга в ладоши, а затем синхронно делают акробатическое колесо. Далее начинается невообразимый обмен телодвижениями, в котором непрерывный поток ударов чередуется со всевозможными кульбитами, сальто и стойками на одной и двух руках. И сердце холодит, когда представишь, что будет, если кому-то всё-таки «прилетит» ногой в голову. Но нет, участники ловко уходят от пролетающих над головой конечностей, и уступают место в центре живого круга следующим.
А ритм инструментов ускоряется, подчиняя себе и скорость движения человеческих тел. Всё быстрее и быстрее, превращая происходящее в какой-то невообразимый бразильский карнавал.
Именно такой – весёлой, зажигательной и лёгкой – представляется капоэйра для большинства непосвящённых. И во многом так оно и есть. Однако помимо внешнего, в ней есть то, что открывается только тем, кто начинает постигать экзотическое искусство, которому до сих пор не нашли точного определения что это – боевая техника или сложный набор физических упражнений. А именно – уникальный путь к самосовершенствованию, возможный, пожалуй, только в капоэйре.
Всё «в одном флаконе»
По словам президента Федерации капоэйры Челябинской области, руководителя клуба «Баланс» Вадима Кузьмина, в капоэйре каждый находит то, что ему нравится в первую очередь – этакий фитнес в сочетании с ударами.
«Одни видят себя крутыми бойцами – они могут развивать непосредственно ударную технику. Другим важна акробатика – такие налегают на прыжковую часть. Третьи мечтают привести в форму собственное тело – капоэйра для этого великолепный способ, так как подтягивает все группы мышц и даёт растяжку не только на ноги, а на всё тело – плечи, позвоночник, другие суставы», - рассказывает Вадим.
Кроме того, в отличие от других видов единоборств, капоэйра даёт эффект «здесь и сейчас». Так, умение культурно сломать чью-нибудь большую берцовую кость, если вы не профессиональный боец, может не пригодиться ни разу в жизни. Но всё это время вам придётся исправно отрабатывать зубодробительную технику на манекене или спарринг-партнёре. А капоэйра даёт отдачу каждый раз. Потому что в постоянной игре - вся её суть.
«Бесконтактный способ не означает, что касания партнера не предусмотрено в принципе. На более поздних этапах появляются не только удары ногами, но и броски и даже удушающие приёмы, провести которые можно только тесно контактируя с партнёром. Возьмите смешанные бои – хорошие бойцы капоэйры вышибают соперников одним ударом, - поясняет Кузьмин. – Просто считается, что контакт зажимает технику: взаимодействие может свестись к обмену простыми, но эффективными ударами. А отсутствие контакта подразумевает использование всего арсенала имеющихся навыков».
Игра для всех возрастов
По словам Вадима, капоэйра годится для всех возрастов. Не случайно, старшая группа в его клубе характеризуется как «от 12 до 99», а в младшую хотя и берут с четырёх лет, но есть и трёхлетки. Поэтому, логично, что дети и их родители ходят вместе.
К примеру, Сергею – 44. Мужчина влюбился в капоэйру семь лет назад, но тогда посчитал себя староватым для акробатических кульбитов. Оказалось, зря. А вспомнил о бразильском искусстве, когда решил устроить в какую-нибудь секцию дочь, которой на тот момент было чуть больше трёх с половиной лет. Прошло три месяца, а Сергей уже вовсю крутит замысловатые удары, а его Ксюшу уже оценили в детском саду за лучшую среди сверстников растяжку.
«Представлял, что придётся потрудиться, но не настолько! – рассказывает Сергей. – После тренировки футболку в прямом смысле приходится выжимать. Организм получает отличную физическую нагрузку и, кроме того, занятия дают ощущение уверенности в том, что случись что, ты сможешь за себя постоять. Ощущаю вторую молодость, хотя иногда от усталости еле стою на ногах».
Сергей работает в офисе и, признается, после девяти часов сидения за компьютером остается одно желание – поскорее улечься на диван. Но физическая нагрузка оказывает волшебное действие, и умственная усталость сгорает.
Запрещённое искусство
Капоэйра зародилась в Бразилии в среде рабов, привезённых туда из Африки, и стала ответом на жестокое отношение рабовладельцев. До сих пор единого мнения о её происхождении нет. Наиболее распространённой является версия, что, не имея возможности носить оружие, рабы закамуфлировали под танцевально-акробатической оболочкой самые эффективные удары, сделав их, по сути, таким же оружием, как нож или ружьё.
Несмотря на отмену рабства в Бразилии в конце XIX века, капоэйра долго оставалась под запретом официальных властей страны – так же, как в Советском Союзе какое-то время запрещали каратэ.
Владение капоэйрой до сих пор остается неизменным оружием уличных банд из фавел – бразильских трущоб, но, несмотря на это, а может, как раз поэтому, стремительно распространяется по всему миру, и России в том числе.
На российской почве
В ответ на вопрос, есть ли точки соприкосновения с капоэйрой российского менталитета, Вадим Кузьмин улыбается.
«Бразильцы говорят, что Россия к ним гораздо ближе, чем, скажем, Европа. Мы более жёсткие, мы любим музыку, широту и размах. Всё это с избытком есть в капоэйре», - уверен специалист.
Одним словом, сплошные плюсы. А минус у бразильского искусства, пожалуй, только один – оно требует постоянных занятий. Так как качество техники капоэйры напрямую зависит от количества вложенного в неё труда. Следовательно, первые наглядные результаты, когда удары и уходы от них в сочетании с акробатическими элементами будут получаться сами собой, придут нескоро. Для этого придётся попотеть два-три года. Но все, кто прошёл этот путь, в один голос заявляют – он того стоит!