Примерное время чтения: 9 минут
390

Залечили до смерти, или От чего умирают люди?

О людях этой профессии ходит немало легенд и анекдотов. Это единственный врач, который ставит диагноз, не спрашивая жалоб пациента. Сегодня диагноз жителям Челябинской области ставит гость нашей редакции, главный внештатный патологоанатом Челябинской области и Уральского федерального округа профессор Владимир Коваленко.

Труп ребёнка в багажнике

- В №1 нашей газеты был материал о закрытии морга в Аргаяшском районе. Что вы об этом думаете?

- Я прочел «АиФ». Морг в Аргаяше - это избушка на курьих ножках, где нельзя находиться ни мертвым, ни живым. В нём нет трупохранилища с холодильной установкой, нет и прочих условий для работы патологоанатома или судмедэксперта. Но страшнее всего не это. Мне непонятно, почему такой морг стал платным. По российскому законодательству хранение трупа первые 7 дней - бесплатная медицинская услуга. Кто позволил обирать народ? Звоню в администрацию района, а мне говорят: «У нас денег нет». Какого чёрта тогда избирались на ту должность, где не понимаете, что делать надо? На днях захожу в минздрав, а мне говорят, что родителей заставили везти в багажнике собственной машины труп родного ребёнка, умершего в стационаре. Это кощунство и недопустимый беспредел.

- Закрытие морга в Аргаяше это - очередной этап реформирования медицины?

- Нет, это её деградация. Медицина нищая, не надо врать про высокие технологии. В первичное звено не вкладывается ничего. Здания моргов - на балансе администрации муниципальных районов. А откуда у них деньги, большинство на дотации… Состояние трупохранилищ напрямую зависит от деятельности муниципалитетов. Нет морга в Карабаше, плохонький морг в Кыштыме. Им бы объединиться с Аргаяшом и отстроить «дворец» для трупов, подобный тому, какой открыли в Магнитогорске.

- Говорят, что всех нас при жизни лечат не только терапевты, хирурги, но и патологоанатомы…

- Можно сказать и так. По статистике в нашей области каждый третий больной в стационарах исследуется патологоанатомами - 230 000 -250 000 больных в год. При ряде болезней установить диагноз не может даже самая современная техника, только патологоанатом. Так, при диагнозе «злокачественная опухоль» мы обязаны доказать своими методами этот диагноз. Если рак легкого или желудка выставлен без морфологического анализа тканей, вскрытие умершего пациента обязательно. Говоря же о буднях профессии, 90% времени уходит на изучение операционного материала, биопсию (когда у человека берут микроскопический кусочек желудка, мочевого пузыря и др. органов - прим. авт.).

- Вы своего рода медицинские ревизоры. Вам видны все промахи и ошибки врача. Чем грешат наши доктора?

- Ошибки врача не редки. Неправильный прижизненный диагноз в больницах Западной Европы и США регистрируется при вскрытии трупов в 10-50%. Каждый четвертый в нашей области умирает не от той болезни, которую предполагает лечащий врач. Много это или мало, сказать сложно. Потому что в каждой стране существует своя система оценки диагностики и контроля за деятельностью врача. Нельзя исключать и не зависящие от врача факторы. Бывают такие случаи, что доктор поставил рак желудка, а при вскрытии установили рак поджелудочной железы. Но пациент попал в больницу так поздно, что вне зависимости от ошибки спасти его врачи были не в силах.

Бывает, что неправильный диагноз приводит к неправильному лечению и летальному исходу. Таких ошибок на Урале 1-2%, в Москве 0,01%. Есть ещё такие болезни, которые вызываются действиями врача: побочные действия и передозировка лекарств. Выявить такую болезнь трудно. В США умирает 100 000 человек ежегодно. А у нас каждый 2-5-й вскрытый умер от осложнений после операции и действий человека в белом халате. Со всего мира гадости тащим - лекарства. Залечили людей до смерти.

Вскрытие и демократия

- Врачи должны видеть свои ошибки?

- На вскрытии всегда должен присутствовать лечащий врач. Иначе он деградирует как специалист. Но это часто невозможно. Мы вскрываем трупы со всех уголков области. Выходит, вместе с трупом нужно везти в Челябинск и врача.

- Часто приходится слышать, что причиной смерти стал забытый медиками в теле инструмент.

- Находим подобные инородные тела регулярно. У меня даже есть научная работа, посвященная этой проблеме, «Миграция забытых ватных тампонов в организме » - о том, как путешествует забытый тампон из одной плевральной полости в другую. Хотя кроме них встречаются и иглы, и ножницы. А однажды в пациента зашили огромную железяку размером с подошву. Провели успешную операцию, а на третий день человек умер от перитонита брюшины. На вскрытии в брюшной полости обнаружили забытую лопатку для удержания петель кишечника.

- В 90-х появились законы, которые разрешают родственникам отказываться от вскрытия…

- Закон приняли на волне псевдодемократии. В нашей области сейчас производится вскрытие 45-47% всех умерших. В лучших стационарах Челябинска вскрытию подвергаются тела 90% умерших пациентов. Согласно закону, вскрытие может не проводиться по религиозным или другим мотивам в случае заявления родственников или прижизненного волеизъявления самого умершего при отсутствии признаков насильственной смерти или подозрения на неё. Главный врач оставляет за собой право выдать тело на вскрытие в случае смерти от передозировки лекарств, наркотиков, алкоголя. Во время или после операции, при переливании крови, при беременности и родах, гибели ребёнка до 14 лет.

- Скажите, как обстоит дело с кадрами в патанатомии?

- В области нужно 220 живых патологоанатомов. А нас порядка 90. Укомплектованность - 35%. Нагрузки на людей сумасшедшие. В Златоусте работают 3 человека, а объём на 12 человек. В Магнитогорске осталось 7 патанатомов, а работы на 35 врачей. Выполнить работу качественно невозможно. Профессия требует физического и психического напряжения. Не было ни одного года, чтобы наш специалист не умирал от туберкулеза.

- Хотелось бы узнать ваш диагноз жителям Челябинской области. Какие недуги нас губят?

- Первая, самая частая причина смерти - насильственная. Очень много смертей на дорогах, в быту. Ими занимаются судмедэксперты. Среди болезней на первом месте болезни органов кровообращения - инсульты, инфаркты, атеросклероз и гипертония. На втором месте - злокачественные опухоли. На третьем - хроническая алкогольная интоксикация. Алкоголизм как диагноз устанавливает нарколог. Но при вскрытии видны тяжёлые поражения головного мозга, печени, почек, сердца - следствие систематического употребления алкоголя (больше 150 г алкоголя за приём чаще одного раза в неделю).

- Не прибавится ли к этому букету ещё и свиной грипп?

- Сказать сложно. Наблюдается резкое возрастание заболеваемости и смертности от гриппа. В прошлом году область потеряла несколько десятков человек от высокопатогенного гриппа. Я уверен, современная медицина позволяет спасти жизнь при этом диагнозе. Но и в этом году есть плачевная статистика. Не могла умереть молодая здоровая беременная женщина, если бы ей была оказана своевременная помощь. В прошлом году было потрачено немало сил, чтобы обучить врачей правильным действиям в эпидемию гриппа. Удивляюсь, как быстро они все забыли. Врач в любой стране, кроме нашей, каждый год сдаёт экзамен на профпригодность…

Досье

Владимир Коваленко. 73 года. В 1961 году окончил Омский медицинский институт. На первом курсе пришел в кружок по гистологии. На втором - написал первую научную работу. Профессор, член-корреспондент РАМН. Один из немногих патологов России получивший признание Европейского комитета по академическим наукам, награжден дипломом и медалью Рудольфа Вирхова (основоположник научной патанатомии).

В 2008 году получил премию Правительства России за учебник для вузов по своей дисциплине. В свободное время любит работать в саду, выращивать помидоры. Много читает.

АиФоризм в тему:

Как говорят патологоанатомы, в каждом человеке можно найти что-то хорошее.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах