Примерное время чтения: 6 минут
181

Не хотят в школу? Учителя – о молодой смене и современных учениках

Средний возраст учителя в Челябинской области – 48-49 лет. Отрасль пополняется молодыми кадрами не так быстро, как хотелось бы. Ситуация, когда педагог устроился в школу, а через год уволился – не редкость.

Накануне профессионального праздника работники сферы образования рассказали, какие проблемы их беспокоят и в чем особенность современных учеников.

Ведут по два-три предмета

По данным регионального минобрнауки, область педагогическими кадрами укомплектована. Доля открытых вакансий уже несколько лет держится на уровне 5%. Однако в некоторых школах всё ещё существует проблема нехватки учителей. Выкручиваться приходится разными способами. Либо договариваются с уже имеющимся предметником, и он берёт ещё больше нагрузки. Либо ищут в другой школе учителя, готового работать по совместительству. Либо переобучают кого-то из штата, и педагог ведет по два-три предмета.

Всего в региональной системе образования работает почти 120 тысяч человек, и 65 тыс. из них – учителя. Остальные - воспитатели, завучи, повара, технички и проч.

«Кадровая проблема в школах с повестки дня никогда не уходит, - честно говорит директор Рощинской школы (Сосновский район) Александр Злоказов. - Задача руководителя - постоянно ее решать, постоянно подбирать кадры. В том году резко не стало математиков. А учебный процесс вести надо, и математика сложно заменить другим предметником, скажу я вам. Я съездил в вуз, поговорил с деканом математического факультета, и понял, что если мне нужен учитель, я должен вырастить его сам. То есть уже сейчас отслеживать цепочку выпускников, которые поступают в педвузы, и держать в них заинтересованность, чтобы они потом захотели в моей школе работать. По этой схеме у нас за несколько лет пришло четыре педагога. И, кстати, не всегда финансовая мотивация на первом месте. Например, в этом году мы взяли нового учителя русского языка и литературы. До этого, имея педагогическое образование, человек три года отработал в системе судебных приставов. Я наблюдаю за новым сотрудником с 1 сентября и удивлен, сколько у него вдохновения. Это как раз тот случай, когда по человеку видно: прирождённый учитель!»

«Далеко не каждый учитель уходит из школы из-за низкой зарплаты. Кто-то бежит от назойливых и скандальных родителей. Из-за чересчур пристального внимания к своей частной жизни, из-за того, что его обсуждают публично, учитель чувствует себя голым. А он ведь тоже живой человек, у которого есть отпуск, дети. Он тоже купается, загорает, ходит в магазин, принимает гостей, влюбляется, женится, разводится... Современным родителям свойственно, не разбираясь в проблеме, публиковать обвинительные посты в соцсетях. Участились случаи, когда это перечеркивает карьеру и жизнь педагога, репутацию школы. На мой взгляд, это самая серьезная проблема, которая не дает возможности удерживать кадры в школах. Надеюсь, цифровая гигиена когда-нибудь восторжествует», - говорит и.о. министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова.

Подняли зарплату на 600 рублей

Краснооктябрьской СОШ, что в поселке Ишалино, в решении кадрового вопроса подсобила программа «Земский учитель»: в прошлом году в поселок приехали два учителя, в этом – ещё два.

«Сотрудничаем и с педагогическими вузами, ежегодно трудоустраиваем по два-три молодых специалиста, но удерживать их тяжело, - признаётся директор школы Андрей Саломатин. – Недавно снова уволилась молодая учительница. Сказала, что ей тяжело наладить дисциплину в классе и что за «такие» деньги проще заниматься репетиторством».

Ставка учителя - 18 часов. В деньгах это 16 500 рублей, если речь о Челябинске, а в большинстве городов и сел области эта цифра ближе к 10,5 тыс. рублей. К слову, в марте этого года учителям повысили зарплату – стало плюс 600 руб. за одну ставку. Есть ещё надбавки за классное руководство (8 тыс. рублей в месяц за класс) и премии. Но не у всех.

«Педагоги ждут индексации зарплаты! Сегодня на уровне областного правительства обсуждается доплата учительской ставки, - сообщил председатель областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Юрий Конников. - Это будет гарантированная часть зарплаты. Такие доплаты для тех, кто впервые приступил к работе в школе, чтобы они сразу не брали бешеную нагрузку, а потихоньку входили в процесс, уже есть в 20 муниципалитетах. Длятся доплаты в разных муниципалитетах разное количество времени, но в основном до трех лет. Кроме того, мы предлагаем ввести единовременные выплаты для молодых педагогов. Извините, если тысяч 40-50 дадут молодой учительнице, разве это плохо? Она и платье прикупит, и ноутбук - это же всё денег стоит. Вспомните, сколько денег нужно, чтобы собрать в школу первоклассника? Так и тут!»

Телефоны под партами

Учителя отмечают: да, нынче здорово меняются условия труда. Государство вкладывается в строительство и ремонт школ, в приобретение учебного оборудования. Существенно облегчил работу единый конструктор учебной программы.

«Это сайт, на который может зайти любой учитель и без труда сконфигурировать свою образовательную программу с поурочным планированием, - рассказала учитель информатики школы № 46 Татьяна Солонникова. - В конструкторе указываются электронные ресурсы по каждой теме, на которые можно ссылаться и использовать в рамках уроков. Мы переходим на новые стандарты, поэтому учебники сегодня есть не везде и не по всем предметам, а электронные ресурсы детям ближе и понятнее. Можно что-то показать на экране в классе, а если ребенок болеет, он может посмотреть это самостоятельно дома. Очень удобно!»

Однако другие педагоги отмечают: мол, сколько к урокам ни готовься, заинтересовать детей всё равно не получается.

«Видеоролики, презентации были интересны лет восемь-девять назад, сегодня для детей они стали обычным делом, - сетует учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 150 Анна Завьялова. – Раньше на переменах дети бегали, прыгали, было очень шумно. Сейчас на переменах тишина: все сидят или стоят вдоль стен с телефонами. Звенит звонок, но они не могут выйти из игры, чтобы не потерять там какие-то бонусы, поэтому продолжают играть на уроке. Каждый третий прячет телефон под партой. Играют в основном мальчики, девочкам больше нравится снимать видео и выкладывать их в интернет или просто вести трансляции. Фактически половина урока уходит на то, чтобы заставить учеников убрать телефоны. Как это отражается на успеваемости класса? Конечно, крайне отрицательно. Особая «благодарность» разработчикам сайтов с готовыми домашними заданиями: где бы ни взял педагог задание – в интернете, в учебнике или разработал его сам – дети фотографируют, загружают в эти программы и эти чудо-сайты выдают им готовые решения, сочинения.

Труднее всего справиться с детьми и организовать учебный процесс молодым учителям. Дети воспринимают их как ровню, и совсем не слушают. В нашей школе средний возраст педагогов 55+. Много пожилых. Зато на их уроках идеальная тишина. Видимо, играет роль авторитет возраста и опыт: таким учителям даже не приходится повышать голос, любого ученика они могут утихомирить одним только взглядом. Правда, им сложнее разбираться с новыми технологиями, которые активно внедряют в образовательный процесс».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах