Такой повышенный интерес СМИ к рядовой проверке соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования (ежемесячно их надзорное ведомство проводит много, в соответствии с планом работы) возник исключительно потому, что предметом внимания прокуратуры на этот раз стал Михеевский горно–обогатительный комбинат, объект, который совсем скоро начнет работать и который, по оценке губернатора региона Михаила Юревича, является надеждой новой экономики Южного Урала.
Выводы проверки областной прокуратуры подробно изложены на сайте надзорного ведомства. За официально–длинными и подчас имеющими грозный вид формулировками (куда деваться, такова специфика ведомства) скрывается, по сути, констатация существующего сегодня положения в природоохранной сфере и напоминание о том, что после начала эксплуатации промышленного объекта еще очень многое предстоит сделать для охраны окружающей среды. И неслучайно штраф по итогам проверки предприятия, вкладывающего в проект 27 миллиардов рублей, сопоставим с наказанием за какую–нибудь мелкую шалость – 5 тысяч рублей. Вероятно, для порядка. Между тем, действующее законодательство предусматривает многотысячные и даже миллионные штрафы в том случае, если прегрешение серьезное и на самом деле может нанести ощутимый вред окружающей среде. Ответ на вопрос о значимости нарушений природоохранного законодательства на Михеевском ГОКе при упоминании суммы штрафа становится ясен сам собой.
В Русской медной компании, куда мы обратились за разъяснением ситуации, тоже считают нынешний информационный всплеск рутинным рабочим моментом, который в принципе не может отразиться на ходе предпусковых работ на Михеевском ГОКе. Впрочем, в наше распоряжение была предоставлена подробная информация и документы, которые достаточно подробно все проясняют. Вот лишь небольшие, наиболее показательные ссылки на официальные бумаги, с которыми при желании всегда могут ознакомиться специалисты заинтересованных ведомств.
Положительное заключение Главгосэкспертизы № 013–13/ГГЭ–7826/15 от 11.01.2013, г. Москва. На проектную документацию «Михеевский горно–обогатительный комбинат. Открытый рудник», разработчик ЗАО «Горный проектно–строительный центр», г.Екатеринбург.
Положительное заключение Главгосэкспертизы № 078–13/ГГЭ–8264/15 от 04.02.2013, г. Москва. На проектную документацию «ЗАО «Михеевский ГОК». Обогатительная фабрика производительностью 18 млн.тонн в год по исходной руде с хвостовым хозяйством и оборотным водоснабжением», разработчик ЗАО «Механобр инжиринг», г. Санкт–Петербург.
В рамках проведения государственной градостроительной экспертизы экспертами выполнена оценка соответствия проектной документации, в том числе, экологическим требованиям.
А вот еще нюанс, который для профильных специалистов представляется весьма существенным. В состав объектов ЗАО «Михеевский ГОК» входят отвалы горных пород и хвостохранилище, на которых осуществляется размещение отходов. В соответствии с разъяснениями ФАУ «Главгосэкспертиза России», размещенными на официальном сайте, на государственную градостроительную экспертизу должно быть представлено положительное заключение Государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, на которых осуществляется одновременно размещение и обезвреживание отходов. Это разъяснение подтверждено судебной практикой (Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.01.2013 г. по делу № А27–21590/2012).
Самое примечательное то, что на ЗАО «Михеевский ГОК» отсутствуют объекты, на которых осуществляется одновременно размещение и обезвреживание отходов. Тем не менее, после получения положительных заключений градостроительных экспертиз подготовлен пакет документов для прохождения Государственной экологической экспертизы, который был направлен в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (г. Москва). Первое заседание экспертизы состоялось 9 августа 2013 г. в Москве. Процесс согласования продолжается в рабочем режиме. Предприятие планирует получить положительное заключение экологической экспертизы до вывода ГОКа на плановый режим эксплуатации.
«Мы реализуем крупнейший инвестиционный проект в Челябинской области,– говорит генеральный директор ЗАО «Михеевский ГОК» Валерий Улановский.– Он находится под пристальным вниманием, в том числе со стороны проверяющих органов. И это абсолютно правильно. Поверьте, даже, если бы мы вдруг захотели вести строительство с нарушениями, нам бы этого никто не позволил».
В отношении установления санитарно–защитной зоны предприятия прокуратурой в ходе проверки нарушений не выявлено. Предприятием получено заключение Главного государственного врача Челябинской области от 28.12.2012г. о соответствии санитарно–эпидемиологическим нормам проекта расчетной санитарно–защитной зоны. В соответствии с п.4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200–03 «Санитарно–защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» установление размеров санитарно–защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно–защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта». Иными словами, установление санитарно–защитной зоны возможно только после окончания строительства объекта.
«После начала плановой производственной деятельности будут проведены натурные исследования и измерения в соответствии с программой наблюдений, которая является необъемлемой частью проектной документации и рассматривается экспертами государственной градостроительной экспертизы в ходе проведения экспертиз. То есть за формулировкой прокураторы «предостережен о предусмотренной законом ответственности» стоит напоминание, что после ввода объекта в эксплуатацию нам необходимо установить размер санитарно–защитной зоны. А размер штрафа в пять тысяч рублей полностью соответствует уровню наших нарушений», – прокомментировали ситуацию в пресс–службе Русской медной компании.
Кстати
Так будет создаваться санитарно–защитная зона
В соответствии с действующим санитарным законодательством, предусматривается поэтапное установление размера санитарно–защитной зоны предприятия:
1 этап. Разработка и согласование проекта расчетной (предварительной) СЗЗ – выполняются расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, оценивается физическое воздействие на атмосферный воздух, а также проводится оценка риска здоровью населения специализированной аккредитованной организацией.
Проект расчетной СЗЗ ЗАО «Михеевский ГОК» разработан, прошел необходимые экспертизы. На проект получено положительно заключение Управления Роспотребнадзора по Челябинской области.
2 этап. Выполнение натурных наблюдений и измерений для подтверждения границ СЗЗ, полученных расчетным путем. В соответствии с программой наблюдений аттестованной или аккредитованной лабораторией выполняются годовые натурные исследования химического и физического загрязнения воздуха на границе СЗЗ при эксплуатации объекта.
3 этап. Разработка проекта установленной (окончательной) СЗЗ – проект выполняется на основании результатов натурных наблюдений и измерений.
На проект установленной (окончательной) СЗЗ получается предварительное заключение территориального органа Роспотребнадзора.
Только после этого, проект направляется в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для получения постановления Главного государственного санитарного врача РФ об установлении размера СЗЗ. Это постановление регистрируется в Министерстве юстиции РФ.