Почему же отрасль переживает в последнее время подобные трудности? Об этом мы беседуем с директором ООО «СохоПлюс», владельцем марки «Озерское пиво» Павлом Макаркиным.
ЗАПРЕЩЕНО ИЛИ РАЗРЕШЕНО?
– Новые, более строгие законы об алкогольном регулировании главной целью ставят заботу о здоровье нации. Разве это не достойная цель?
– Безусловно. Но надо смотреть, как работает закон в конкретных обстоятельствах. К примеру, действует запрет на продажу алкогольной продукции лицам младше 18 лет. Это правильно. Но как он действует? Зачастую лишь формально. До сих пор нет прецедентов серьезного наказания для нарушителей. Кроме того, есть запрет на продажу напитков крепостью свыше 5%. Но у большей части всем известного пенного напитка крепость составляет всего 3,5–3,7%. Получается, продавать такую продукцию разрешено. По моему мнению, многие решения были приняты под воздействием лобби, которое заинтересовано в росте продаж крепких алкогольных напитков. Есть определенная выгода и для государства, которое стремится подобным образом наполнить бюджет. Но не будет ли в итоге цена этих налоговых поступлений слишком высокой?
– Говорили, что запреты необходимы и для борьбы с контрафактной продукцией.
– Все мы знаем, что среди контрафактной продукции встречаются именно крепкие напитки. Тогда как приготовить в подпольных условиях напитки из солода и хмеля попросту невозможно. Совсем другая, более сложная технология – это совсем не то, что разбавил и разлил.
ВМЕСТЕ РЕШАЯ ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
– А как вы оцениваете установку счетчиков на предприятиях? Это дало свой эффект?
– Счетчики не учитывают все особенности технологии приготовления напитка. К примеру, он ведь газосодержащий, что дает погрешности при учете. Кроме того, оборудование слишком дорогостоящее, особенно для небольших предприятий – многим в итоге придется закрываться. Учитывая непростую ситуацию в экономике, трудно назвать такие шаги по введению жестких стандартов без учета реалий, дальновидными.
– Крупные предприятия в более выигрышном положении?
– Я бы не сказал. Даже крупные предприятия вынуждены пользоваться различными субсидиями и дотациями, которые выделяют для них региональные власти. В некоторых областях на таких предприятиях занято слишком много народу, так что их закрытие обернется не только огромными потерями для бюджета, но и социальным недовольством, ростом безработицы. Поэтому регионы ищут возможности помочь пивоварам. Однако малые и средние предприятия остаются предоставлены сами себе, что, конечно, не может не тревожить.
– Получается, что выступить единым фронтом в защиту своих интересов не получается?
– Почему же? Наоборот. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность компании «Балтика» за активное участие в налаживании связей между небольшими предприятиями и Госалкогольрегулированием, так что мы не оказались брошенными в нынешней непростой ситуации. Конечно, с одной стороны, мы конкуренты, но с другой – проблемы у нас общие, а совместными усилиями легче добиться защиты своих прав и в чем–то изменить положение в пользу более разумного варианта. Так что мы остаемся оптимистами. Хочу заверить наших потребителей, что, несмотря на все трудности, мы сможем обеспечить всех желающих нашей продукцией, удержать планку качества на высоте, порадовать вас новинками.