В каком возрасте вести ребенка к логопеду, чтобы исправить дефекты речи?
Многие родители, не дожидаясь, когда их ребёнок научится говорить, решают, что малышу необходим логопедический садик. Или в возрасте 3 лет непременно начинают ходить на дополнительные занятия к логопеду. Но так ли необходимы эти действия? Ведь маленькому человеку нужно время на то, чтобы его речевой аппарат развился и сформировался. Какие дефекты речи и в каком возрасте могут говорить о необходимой помощи специалистов-логопедов?
На главные вопросы ответила Светлана Тимошенко (Худякова), логопед-дефектолог высшей категории, автор программ по раннему речевому развитию детей.
Во сколько лет формируется речевой аппарат и до какого момента обращаться к логопеду или вести ребёнка в логопедический садик нет смысла?
- Речевой аппарат ребенка – это система органов, которые участвуют в образовании звуков речи. Для правильного произношения звуков необходима подвижность, точность и согласованность этих органов. Возрастное несовершенство речи до 5 лет – естественное явление. Весь дошкольный период речедвигательные механизмы ребенка развиваются и совершенствуются, а детская речь приобретает нормативное звучание. Чтобы неправильное произношение звуков не закрепилось, в 5 лет стоит проконсультироваться у логопеда. Обычно с помощью специалиста возрастные особенности быстро преодолеваются. В логопедическую группу направляются только дети с тяжелыми нарушениями речи.
Когда малыш должен уметь выговаривать сложные буквы Р, Л, С, Щ и др.
- Перечисленные звуки, это звуки позднего онтогенеза, т.е. звуки, которые появляются в речи в более поздний период развития ребенка. В 3-4 года дети в основном эти звуки либо пропускают, либо заменяют на более простые. И это – возрастная норма. В 5 лет ребенку уже доступны более тонкие движения артикуляционного аппарата, он способен различать звуки в речевом потоке и оценивать несовершенство собственной речи. Обычно после 5 лет сложность вызывают сонорные звуки Л, Р, Р’. К шести годам ребенок полностью овладевает нормами родной речи.
Что говорит о дефектах речи (при том, что ребенок совершено здоров и не имеет отклонений в развитии), которые должен исправить специалист?
- Система произношения звуков устроена сложно. Каждый ребенок осваивает ее в разные сроки, сталкиваясь с трудностями и преодолевая их. Но некоторым детям не удается справиться с ними самостоятельно.
Если ребенок произносит звук на основе неверного артикуляционного уклада, со временем происходит закрепление дефектного произношения - искажение звука. Особенно распространено искажение звуков Р, Ш, С.
Если же ребенок затрудняется различать звуки по звучанию, и ему сложно контролировать собственную речь, образуются стойкие замены одного звука на другой. Замены могут быть самыми разнообразными.
При наличии искажений и замен в детской речи на помощь придет специалист – логопед. Логопед научит ребенка правильно артикулировать звуки, разовьет способность узнавать и различать звуки в потоке речи, контролировать собственную речь.
Есть логопеды в медучреждениях и логопеды-педагоги, в чем разница?
- Логопед поликлиники проводит первичный прием, на котором определяет уровень речевого развития ребенка, дает рекомендации родителям, при необходимости направляет на ПМПК или в специализированные детские сады.
Учитель-логопед в детском саду проводит коррекцию речевых нарушений на групповых и индивидуальных занятиях, организует взаимосвязь с воспитателями и другим педагогами по закреплению результатов коррекции и профилактике речевых нарушений.
Как выбрать компетентного специалиста?
- Компетентность любого специалиста складывается из знаний и опыта. Поэтому при выборе логопеда для своего ребенка обращайте внимание на его образование и характер практики. Образование должно быть высшим, а опыт наработан не менее трех лет и на схожих нарушениях. Важно отметить, что в коррекции произношения звуков участие родителей обязательно. Именно родители обеспечивают закрепление отработанного материала в домашних условиях.