ПРИНЦ БОЛТАЛОН. 1955 год.
Сказочные герои в биографии актера Леонарда Варфоломеева возникали с середины ХХ–го века.
В 1955 году, в возрасте 18–ти лет, он появился на сцене Театра ЧТЗ в комедийном образе Принца Болталона в сказке Т. Габбе «Оловянные кольца», имел успех, укрепивший его веру в себя и свое предназначение в жизни.
Тогда важным моментом стала поддержка не только зрителей, товарищей, но и режиссера А. Клещова. На театральной программке к спектаклю он написал:
«Дорогой Леонард. Поздравляю с большой творческой удачей. Восхищен исполнением роли Болталона. Блестяще!»
МОСКВА. ГИТИС. ТЕАТР ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА.
Желание стать артистом привело молодого человека в лучший театральный ВУЗ страны – Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского, в Москву...
Поступив в 1956 году, в 1960–окончил «полный курс... института по специальности артист драмы и кино». И тотчас был приглашен в столичную труппу создателем любимого зрителем кинофильма «Свадьба с приданым», а в то время – главным режиссером пушкинского театра, Борисом Равенских.
В ней, подобно МХАТ–овской «Синей птице» Мориса Метерлинка, берегли, как охранный талисман и визитную карточку, спектакль «Аленький цветочек» по сказке Сергея Аксакова.
Вновь пришедшая молодежь срочно вводилась в аксаковскую сказку. В их числе на одну из ролей – Лешего – назначили двух исполнителей: Леонарда Варфоломеева и будущего легендарного поэта и актера любимовской Таганки Владимира Высоцкого.
Что особо значимо, «под присмотром» несравненной Фаины Раневской. Леонард с удовольствием вспоминал, как однажды она сказала ему: «Молодой человек, вы мне очень нравитесь».
«ЗАБЫТЫЙ ЧЕРТ». НОВОСИБИРСК. 1966 год.
За «Аленьким цветочком» в Москве последовал «Забытый черт» Яна Дрды в постановке чешского режиссера Честмира Коваржа в «Красном факеле» Новосибирска, куда переехал артист. Там он вышел на сцену в роли молодого кузнеца Гонзо Мрачно.
«ТИЛЬ». ЧЕЛЯБИНСК. 1975 год.
Вернувшись в конце 60–х в родной город в труппу Театра имени Цвиллинга, в здание бывшего Народного Дома, где теперь Молодежный театр, Варфоломеев успешно продолжил творческую карьеру.
Немало интересных работ создал Леонард в многолетнем союзе с главным режиссером Наумом Орловым на старой и на новой сценах академической Драмы.
Среди них образ легендарного героя Фландрии, шута, бродяги, беззаботного плута, вольнолюбивого, бессмертного Тиля в спектакле по пьесе Григория Горина «Тиль» ( по «Легенде об Уленшпигеле» Шарля де Костера).
1980 год. НА ТЕЛЕЭКРАНЕ И В ЖИЗНИ.
После обаятельного Тиля, спустя 5 лет, актер появился на телеэкране в облике смешного одноглазого пирата Билли– Бомса в окружении знакомых детям сказочных персонажей в Новогоднем обозрении «Зигзаг».
В этом же 80–м году в семье Варфоломеева родился второй сын Антон. С его появлением на свет откроется неизвестная ранее тяга актера к импровизационным фантазиям в стиле »домашних сказок для сына». И он сочинит их. Две маленькие, незамысловатые истории. Но о них скажем чуть позже.
1985 год. Богатырь.
Режиссер Игорь Перепелкин в1985 году осуществил постановку спектакля »Бубеня– ученик Богатыря» В. Ольшанского. Конечно, роль Богатыря он предложил Леонарду Ивановичу. Сегодня только редкие фотографии доносят до нас образ былинного героя , будто бы сошедшего с полотен В.М.Васнецова.
1994 год. Папа Карло.
В спектакле 1994 года «Приключение Буратино в Новогоднюю ночь» А. Козловского в режиссуре Е. Ланцова родь Папы Карло сыграл Варфоломеев. Шли годы. Одна сказка на сцене и экране сменяла другую.
Но «Жизнь – сказка, смерть – развязка»,– гласит народная мудрость. В 2010 году наступила эта печальная «развязка» и в судьбе Актера.
Однако, лицедей сумел послать нам свой последний «Привет».
В семейном архиве в канун Нового 2016 года обнаружилась находка– сказка, сочиненная Варфоломеевым своему пятилетнему сыну Антону с удивительными героями.
«Старый сказочник Леонард» и его последние сказки.
Главные действующие лица в них– Пылесос, Пылесос Пылесосович и старый сказочник Леонард.
Очеловеченный сочинителем трудяга Пылесос – странный, неказистый исполнитель грязной работы, оказывается, подобно многим героям народных сказок, чистым. бескорыстным, способным на чудеса сердечного внимания к окружающим его людям и предметам. А сам нелепый герой становится добрым, чутким другом маленького Тоши.
К тому же ,действие разворачивается не в «Царстве–государстве», а в обычной квартире современного города в окружении будничных вещей.
Вот они эти краткие истории. Одна – «Пылесос, Пылесос Пылесосович и розы». Другая – «О рваных башмаках и красивых новеньких туфельках».