До начала спектакля
Осенний воскресный вечер. Мы с приятельницей отправляемся в оперный театр на премьеру балета «Баядерка». Погода мерзкая: пасмурно, холодный ветер, серый цвет в городе главенствует. Асфальт, дома, деревья, небо – всё окрашено в монотонно–грустные тона.
Под ногами голый лед . Подход к ступеням и колоннаде портика театра сложен и опасен. Кое–как преодолев дорогу к спасительному храму, сбросив с себя на пару часов тяжелый груз житейских забот, тревог, проблем, мы оказываемся внутри вестибюля Театра оперы и балета имени М.И. Глинки. Где надежна почва под ногами, где светло, тепло, многолюдно.
До начала спектакля у нас еще довольно времени. Оставив утепленную верхнюю одежду в гардеробе, мы приобретаем программки и альбом «Татьяна Предеина». Заняв свои кресла в зрительном зале, рассматриваем портреты нашей примы, идеальной фото–модели балетного мира. В числе многочисленных актеров–знаменитостей, запечатленных в альбоме, есть партнер Татьяны по спектаклю «Анюта» – Геннадий Янин, первый солист Большого театра России, обладатель Национальной театральной премии «Золотая маска», ведущий передачи «Абсолютный слух» на телеканале «Культура».
Из тех зрителей, кто накануне челябинской премьеры «Баядерки» видел одну из последних программ Янина, мог представить его многоликого героя. Не только миллионера, журналиста, театрального критика, историка балета, уникального коллекционера, собравшего около 15 тысяч раритетов по танцу (рисунков, фотографий, документов), автора «Истории танцев всех времен и народов», пьес, романов, издателя, редактора «Петербургской газеты», к тому же, серьезного садовода, награжденного за художественные успехи в усадебном ведении хозяйства золотой медалью.
Но и одного из создателей либретто (от итальянского libretto– изложение сценического действия и сюжета балета, издаваемое театром в помощь зрителю в виде брошюры или отдельной листовки) «Баядерки» Сергея Николаевича Худекова. Весь рассказ о нем сопровождался звучанием музыки Людвига Минкуса – композитора «Баядерки», бесценного сотрудника легендарного хореографа «Баядерки» Мариуса Петипа.
Так, просмотр фотографий в юбилейном альбоме , посвященном 25–летнему творческому пути танцовщицы сегодняшних дней, привел ход моих мыслей к дальним временам, когда три человека – Петипа, Худеков, Минкус, задумали и воплотили свой замысел.
И 23 января 1877 года представили премьеру «Баядерки» на сцене Санкт–Петербургского Большого театра.
Но минуло больше века с тех пор. Утеряно многое. Хореография, музыка, сценарий лишились первоначального вида. Отсутствие видеозаписи не позволило зафиксировать «текст» балета. «Исправления» и «сокращения» изменили облик спектакля. Даже почтения к его творцам с появлением видео несколько поубавилось, если судить по театральной программе к новому варианту «Баядерки».
На лицевой странице обложки указано лишь одно имя композитора, два других– балетмейстера и либреттистов (Петипа и Худекова) исчезли. Я надеялась встретить имя сочинителя танцев 19–го века рядом с именем Юрия Клевцова – постановщика 21–го века (хотя бы, в скобках «по Петипа»), но напрасно.
Хотя, во вступительном слове, предшествующем перечню имен сегодняшних создателей «Баядерки» (дирижера–постановщика Романа Калошина, художника–сценографа, художника по костюмам и по свету Дмитрия Чербаджи, художника по свету Андрея Потапова, репетиторов балета–Андрея Булдакова, Галину Борейко, Ирину Сараметову, Эдуарда Сулейманова, Наталью Терентьеву, помощников режиссера– Александра Домрачева, Розу Галимулину, концертмейстеров Михаила Рейнера, Александра Свободина, Елены Хлызовой) руководитель челябинского балета объясняет публике свою позицию:
«Уважаемые зрители... На сцену... возвращается... спектакль, покоривший миллионы сердец поклонников балетного искусства своей удивительной восточной историей и безупречной хореографией великого Мариуса Петипа... Что касается хореографии, то я стараюсь бережно сохранять шедевры классического наследия Русского балета, но при этом спектакль сделать более современным и динамичным».
Действительно, прекрасные фрагменты «Баядерки», включая «Тени» , украшают сегодня сцену нашего главного музыкального театра. А имя Петипа, чья хореография легла в основу спектакля, упомянуто благодарным реставратором.
Сюжет
Рядом со мной расположились мама с дочкой. Они увлеченно читали вслух сценарий балета. Напомню его читателю и я.
Действие происходит в древней Индии. Главные герои – баядерка (храмовая танцовщица) Никия, влюбленные в нее – знаменитый воин Солор и Великий брамин (жрец высокого сана) Дугманта, могущественный раджа, Гамзатти его дочь и невеста Солора.
Отвергнутый баядеркой брамин способствует вероломному убийству Никии. Во время религиозного праздника ядовитая змея, спрятанная в корзинке с цветами, жалит своим смертельным укусом баядерку. Погубленная Никия попадает в «Царство теней». Там она встречается со своим возлюбленным Солором, наказанным разгневанными богами за предательство ...
«Он просит у нее прощения, Никия уводит его за собой в мир вечной любви», – так заканчивается краткое либретто.
Пока разбиралась с программкой, свет в зале уменьшился, огни огромной люстры погасли, зрители, заполнившие партер, амфитеатр, ложи бенуара, бельэтажа, балкон затихли, отключили мобильные телефоны, к дирижерскому пульту направился Роман Калошин... (Продолжение следует)