Примерное время чтения: 5 минут
198

Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй: минуло 114 лет со дня рождения Фаины Раневской

Казалось бы, что настоящее актерское мастерство кануло в лету вместе со Станиславским и подмостками советских сцен, ан нет – проблеснет иногда звездочка в толпе безликих актеров и ёкнет сердце: «Смотри, совсем, как раньше». Однако не всем мэтрам тех времен в XXI веке нашлись последователи – остались, остались в той закулисной пыли имена тех, чьи театральные подвиги никто не в силе повторить и по сей день.

Ровно 114 лет прошло с тех пор, как появилась на свет будущая любимица советской, а после и российской публики. Она стала четвертым ребенком еврейского семейства мещан Гирша Фельдмана и Мильки Заговайловой. Нареченная Фаиной девочка уже с самого детства не принимала устройство мироздания: «Мне вспоминается горькая моя обида на всех окружавших меня в моем одиноком детстве...», - вспоминала она. В юношеском возрасте Фаина Фельдман имела очень сложные отношения, как со сверстниками, так и с книгами – это актрисе давалось нелегко: «Училась плохо, арифметика была страшной пыткой. Писать без ошибок так и не научилась. Считать тоже. Наверное, потому всегда, и по сию пору, всегда без денег…».

Однако если что-то навсегда и охватило ум и душу будущей знаменитости, так это художественная литература и театр. Одна из пьес Чехова и послужила источником для псевдонима. «После спектакля «Вишневый сад» у Фаины из сумочки выпали деньги, их подхватил ветер, а она смеялась и говорила: «Как красиво они летят!». Ее спутник тогда заметил: «Вы совсем как Раневская».

В 1915 году девушка объявила родителям о том, что свою дальнейшую жизнь она решила посвятить театру. Именно этот поступок и спровоцировал феерический скандал и разрыв всяческих семейных уз. В погоне за мечтой она переехала в Москву из Таганрога, где после неоднократных провалов попыток поступить в училище нашла свое пристанище в Малаховском летнем театре. Через два года Раневскую приняли в труппу «Театра актера», а когда минуло ёще 8 лет Фаина вместе с подругой и наставницей Павлой Вульф начали свои скитания по всевозможным провинциальным зрелищным местам.

Это уже после, как из рога изобилия на актрису посыпались предложения от самых маститых московских театров и кинокомпаний, но и они не принесли ей счастья. Фаина Георгиевна до самой смерти критиковала не только актрис, с которыми играла на одной сцене, но и режиссеров. «Фаина! Вы своими выходками сожрали весь мой замысел!» - крикнул как-то художественный руководитель «Моссовета» Завадский. «То-то у меня чувство, будто я говна наелась!» – достаточно громко парировала Раневская. На что Завадский крикнул: «Вон из театра!», а Фаина Георгиевна подойдя к авансцене, ответила: «Вон из искусства!».

За свою долгую жизнь Раневская прославилась как превосходная актриса вторых ролей – ярких образов. Умение двумя репликами разыграть величайшую комедию, и возвело её на пьедестал народной любимицы, но жизнь свою она по-прежнему несла, как бремя, особенно остро это ощущалось в старости: «Одиноко. Смертная тоска. Мне 81 год... Сижу в Москве, лето, не могу бросить псину. Сняли мне домик за городом и с сортиром. А в мои годы один может быть любовник — домашний клозет. Старость — это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости. Господи, уже все ушли, а я все живу. Бирман — и та умерла, а уж от нее я этого никак не ожидала».

Только в последний год своей жизни актриса покинула театр: «Старость, - сказала она, - вещь страшная. Болят все мои косточки. Очень устала, очень. Восемьдесят семь лет! Я не Яблочкина, чтобы играть до 100 лет. Нет, больше на сцену не выйду!». Перенеся неоднократные инфаркты и приступы пневмонии, 19 июля 1984 года Раневская покинула и мирские подмостки.

Корреспонденты газеты «АиФ - Челябинск» вышли на улицу в поиске поклонников и просто любителей творчества великой актрисы. Однако совсем не многие могли ответить более развернуто, чем: «Знаю. Я её в каком-то фильме видел, она там ещё постоянно кричала на мужа «Муля не нервируй меня!», так смешно! А, что она ещё в театре играла?». Но нам повезло – мы нашли настоящего поклонника этой великой женщины.

Сегодня комментарий нам дала 25-летняя Надежда Дулина, работница строительной фирмы. «Знаете, я ведь восхищаюсь этим человеком, - говорит Надежда, - Причем делаю это абсолютно искренне и без пафоса. Да, я в курсе, что сегодня день ее рождения. Да, я была в Таганроге, ее родном городе. Хорошо, хоть сохранили дом-музей. Обидно, конечно, что Таганрог теперь все россияне ассоциируют с персонажем «Нашей Раши», и мало кто знает, что за люди там жили…

Жалко её, прежде всего, как человека. Никем не виданное одиночество стало для неё платой за талант, и только единственное близкое ей существо – дворняга, которую Фаина Георгиевна любила, как родное дитя, могла бы поведать нам о минутах, часах, днях тоски…

Люблю ее за юмор. Прежде всего, за умение шутить над собой. Люблю за ненависть пошлости и за удивительную, ни с чем не сравнимую атмосферу искренности, которой окружены все её персонажи.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах