Начинается время новогодних утренников и детских спектаклей – для многих, не только детей, но и взрослых, это непременный атрибут наступающего праздника. Но как сделать такие постановки действительно интересными, а не свести к повторяющимся штампам?
Режиссёр и актёр Челябинского Молодёжного театра Александр Черепанов поставил несколько детских спектаклей – в том числе, «Иван Царевич и Серый волк» - эту постановку признали лучшей на Международном театральном фестивале Коляда-Plays.
Не надо обслуживать школы
Корреспондент «АиФ-Челябинск» Эльдар Гизатуллин: - С одной стороны, дети – благодарный зритель, могут поверить в любую фантазию. С другой, могут стать сущим кошмаром для режиссёра и актёров. Как же можно привлечь внимание маленьких зрителей?
Александр Черепанов: - Дети, конечно, очень подвижные. Но и воображение у них подвижное тоже. При постановках мы всегда это учитываем. Честно говоря, практику детских массовых походов в театр, которая сложилась ещё в СССР, я считаю немного порочной. И репертуар многих ТЮЗов так строился – мол, обслуживаем школы.
Один из выходов из этой практики – создание репертуара, который не был ориентирован на школьную программу. Театр не должен обслуживать учебное заведение, да и вообще кого-либо. У музыки, например, ведь нет цели обслуживать школьников. Лучше, если спектакль будет предназначен для семейного просмотра.
- И вы это уже сделали?
- Детские спектакли обычно идут утром или в обед, а мы перенесли постановку на вечер, чтобы дети могли прийти с родителями – так появился спектакль «Давай никуда не улетим, Ёжик…» по мотивам сказок Сергея Козлова, создавшего знаменитую историю о Ёжике в тумане. Сказки эти философские, интимные в хорошем смысле этого слова.
Какой обычный штамп ТЮЗов? Идиотские зайчики и белочки, которые весело поют и пляшут. Надо это преодолевать. У нас оказалась достаточно серьёзная история, и дети её приняли.
- Но весело танцующих белочек до сих пор везде много…
- Потому что театры вынуждены зарабатывать. А в детском спектакле многим легче всего заниматься профанацией. Нас всегда учили, что детский спектакль сложнее сделать, чем взрослый. Но почему-то считается наоборот.
Берут, например, название «Золотой ключик» - заведомо популярное. Заметим, не дети выбирают, а взрослые. И начинается процесс наименьшего сопротивления. Режиссёр считает детей глупыми, а значит, дескать, им надо побольше песен, сумасшедшего грима, аляповатых костюмов – словом, ярких пятен.
В итоге перевёртывается вся ситуация – театр не воспитывает вкус, а портит его. Как и для взрослых, невозможно выпускать всё время лишь развлекательные постановки. Везде эти постановки, и оправдывают это тем, что люди ходят – значит, им нужно!
Стреляй в Змея Горыныча!
- А дети готовы воспринимать философские сказки вместо танцев?
- Дети хорошо восприняли сказку про Ёжика – сказалась незамутнённость восприятия маленьких зрителей. У них нет границ, они воспринимают любые правила игры – главное, увлечь.
Мы решили это использовать в спектакле «Иван Царевич и Серый волк» - тут действуют правила площадного театра, зрители вовлечены в действие и сами выбирают, как будем развиваться сюжет. Это совершенно отвязный подход – как ни странно, очень подходящий и для коллективных походов в театр.
- Как же вы справляетесь с тем, что детям трудно на чём-то сосредоточиться?
- У них есть, конечно, гиперактивность, но в спектакле мы и её задействуем – они участвуют в действии, на них нападают актёры с мягкими дубинками, зрители могут обстреливать шариками Змея Горыныча и помогать главному герою.
Вылезать из бархатных штанишек
- А как быть с новогодними постановками? Всё ждут традиционного набора персонажей и действий, а потом жалуются, что опять одно и то же.
- Здесь важно то, как сами родители относятся к театру. Если для них это поход раз в год, то они и ждут клишированного подхода – Дед Мороз, Снегурочка, пара привычных игр и всё такое. Ответственность в первой очереди родителей, так как учителя люди подневольные, у них отчётность по культурным мероприятиям, прочее.
Тут мы опять возвращаемся к теме принудительных походов. Когда насильно загоняют в театр, в 90% случаев дети его возненавидят. Увлечь можно новыми, интересными постановками. Сейчас много хороших пьес для молодёжи. Бытует представление, что современное драматургия – это сплошная чернуха, что-то маргинальное. Но это не так. Например, пьесу «Иван Царевич и Серый волк» написала драматург Светлана Баженова – очень талантливая девушка.
Благодаря Году театра, много современных пьес удалось поставить по всей стране. Хотелось бы надеяться, что так продолжится и впредь.
- Вы как-то сказали, что вам неинтересно ставить классику. Почему?
- Действительно неинтересно. Бесконечные интерпретации – это уже прошлый век. Ну сколько можно интерпретировать, скажем, «Чайку» или Шекспира? Ребёнок видит этих персонажей в бархатных штанишках и думает – что это такое? Если говорят, что это и есть искусство, но это ведь скучно и ужасно!
- А правда ли, что вы сами увлеклись театром после похода на детский спектакль? Что это была за постановка?
- Тот спектакль я и правда запомнил – мы были в Челябинском театре драмы на спектакле «Снежная королева». Он произвёл на меня глубокое впечатление. И знаете, я понимал, что Кай и Герда – это не мальчик и девочка, а какие-то дядя и тётя, но меня это совершенно не смущало. Я им поверил, принял эти правила игры.
Но я вовсе не собирался посвятить себя театру – меня больше увлекала музыка. Я играл в нескольких группах, причём даже в театре играл – у нас была рок-группа «Берлога». Сейчас на это времени уже нет, меня целиком захватил театр – сначала как актёра, а затем и режиссёра. К актёрству не планирую возвращаться. Как это говорил один персонаж: «Если можешь не писать, не пиши». Так вот я могу спокойно не играть.
- Когда выбираете пьесу, действуете по принципу – была бы она мне интересна, как ребёнку?
- Я не думаю – а не поставить ли мне детский спектакль? Всё начинается с идеи. Ребёнок видит один смысл, взрослый – другой.
Мне нравятся эксперименты. Я, например, хотел бы поставить оперу – современную, не классическую. Или же балет. Очень интересен кукольный театр – он ведь абсолютно безграничный в своих средствах выражения.
А есть вообще безумная идея – поставить спектакль без актёров. Но как это сделать, пока думаю. Зато уже есть конкретные планы по постановке спектакля по стихам Даниила Хармса – они равно интересны как детям, так и взрослым.