«Верят ли родители в своего ребенка? - такими словами встречает меня педагог-психолог Татьяна Брестель. - Что они сделали для него? Почему повели на комиссию, которая поставила диагноз ЗПР (задержка психического развития — прим. автора)? Он стал неудобен, решили от него «откреститься»?».
Именно с ними, детьми с задержкой психического развития, в основном и работает Татьяна Брестель. А еще — с обычными детьми, которые готовятся пойти в первый класс.
«Нужно заниматься!»
Татьяна показывает документы, которые свидетельствуют: отставание в психоаэмоциональном развитии ребенка — это не просто приговор, это, по большому счету, большая беда для родителей. Гордость её — воспитанник Слава. Он занимался по методике Татьяны всего один год, и это было больше двенадцати лет назад. Его привела убитая горем мама: в детском саду Славу отправили на ПМПК, которая направила его, поставив диагноз ЗПР, в спецгруппу седьмого вида. Пока женщина лила слезы, ведь у нее единственный, такой любимый и умненький сын, Брестель успокаивала: «Вам самой кажется, что он отстает? Он рассуждает, не как все дети? Его просто надо любить и давать ему посильные задания, чтобы он мог радоваться маленьким успехам. К нему надо найти индивидуальный подход. С ним нужно заниматься!». Протестировав Славу, Татьяна отметила, что ребёнок умный от природы.
Слава действительно делал свои первые успехи — пусть медленнее других детей, но читал, считал, писал. В конце учебного года тот же самый состав медико-педагогической комиссии диагноз с ребенка снял. Мальчик отправился в обычную общеобразовательную школу. Мама ног под собой не чуяла от радости. Ребенок учился хорошо, педагоги восхищались его нестандартным мышлением и четкой, грамотной речью. После 9 класса Слава поступил в Челябинский профессиональный колледж. А, закончив его, был приглашен на преподавательскую должность. Параллельно молодой человек поступил в педагогический вуз на факультет информатики. И сейчас, в возрасте 18 лет, молодой человек преподает столярное дело, которое сам освоил в колледже, и зоочно получает высшее образование. И он, и его мама до сих пор дружат с Брестель. «Вот так мы и вырастили практически гения с ЗПР», - говорят обе женщины.
«Проблемы не у детей, а у школ»
Татьяна считает, причины неуспеваемости некоторых школьников кроются не в них, в детях, а в самой системе образования. Когда она сама работала учителем начальных классов общеобразовательной Челябинской школы, сделала для себя вывод: недостаточно быть просто учителей, нужно знать психологию. Малыши, пришедшие из-под родительского контроля в новую жизнь, из детских садов требуют не просто внимания. Их надо заинтересовать! Заложить первое отношение к школе — еще до того момента, как они туда попадут. Только так можно добиться, чтобы в старших классах детей не «тошнило» от школы, а им хотелось идти и получать знания. Брестель получила высшее психологической образование, прошла множество курсов, тренингов, а с годами выработала и свою, новаторскую методику работы с дошкольниками.
«Когда я вижу детей с этим диагнозом или подобными, - рассуждает специалист, - я понимаю, что проблема как раз не в детях. Вот пошел мальчик в первый класс. Он не понимает тему, а учителю физически некогда объяснять ему. В классе 30 человек, и педагог работает с теми, кто понял, кто поднимает руку и готов отвечать. Ко мне приходил один первоклассник, который за весь диктант успевал только точку ставить в последнем предложении! И это было в конце первого года обучения, то есть за 9 месяцев школы ребенок ничуть не продвинулся. Он виноват? Нет! С ним лично никто не занимался, его «списали». Не секрет, что сейчас дети должны приходить в школы полностью подготовленными, уметь читать и писать. Родители, например, не стали заниматься, понадеялись на садик или школу. Нет, запомните, за ребенка в ответе родители! Как научили до школы, то и получили». Нет времени самим с ним заниматься, отдайте на подготовительные курсы. Пусть педагог учит! Любите ребенка, инвестируйте в него!».
Имя и генетика
Брестель за годы работы выработала еще несколько аксиом неуспеваемости учеников начальных классов. Например, генетика, причем действует это всегда и четко. Папа не любил математику, маме трудно давалась химия — именно по этим предметам будут «неуды» у дочери. Избежать проблемы, конечно, можно. Хоть с генетикой и не поспоришь, но узко специализированные репетиторы положение не спасут.
Для себя Татьяна сделала еще один вывод. Даже имя ребенка может нести на себе будущие успеваемость или неуспеваемость. Допустим, назвали в честь покойного прадеда, который был неграмотным. Родители, сами того не желая, «утяжелили» ребенку усвоение материала. «Ко мне приводили девочку, которую назвали в честь Лии Ахеджаковой, - вспоминает Татьяна. - Ей не давалась математика. Позже я вычитала где-то, что и у актрисы были проблемы с этим предметом».
Бывает, ребенку просто не нравится первая учительница. Интерес малыша тухнет, когда он натыкается на безразличие педагога. Брестель говорит, дети моментально считывают, относится ли с душой Мария Николаевна к ним или просто зарабатывает в школе деньги. Бывает, ребенок боится — поднять руку, сделать помарку, выйти к доске, отвечать на вопрос при других детях. И с этим нужно работать. Как и другие проблемы, всё решаемо.
«Диагнозы в нашем обществе принято считать печатью, штампом на судьбе человека, - рассуждает Татьяна. - Сколько судеб погубили все эти определения «седьмой вид», ЗПР. А на самом деле просто с ребенком не занимались, не любили его, не вкладывали сердце. 90 процентов страхов — выдумка. Они победимы».
В поддержку учителей
Брестель объясняет: не учителя в школах плохие, а сама система не доработана. Или, наоборот, отжила своё. Педагогам не дают работать так, как они мечтают, идя в школу. На самом деле никому ненужная писанина отнимает массу времени у учителя. А у него ведь ещё есть семья, дети, которым тоже надо уделять внимание.
Педагог, подавленный системой, впадает в депрессивное состояние, из которого уходит порой в серьёзные заболевания. В прошлом веке профессия учителя была в почёте, его уважали родители и дети. Сейчас этого нет. Многие учителя сами нуждаются в психологической помощи. Речь не о десятке, а о тысячах учителей по всей стране, которые находятся в гнетущей ситуации. «Что делать? - Размышляет специалист. -Ввести в систему образования такую психологическую службу, которая будет организовывать для них выездные тренинги за город во время каникул в обязательном порядке. Во время таких мероприятий учителя смогут освободиться от застрессованности, получить квалифицированную помощь специалистов и возвращаться на своё рабочее место с горящими глазами, полными энтузиазма, позитива. Ведь они проводят с нашими детьми очень много времени. Учитель – важное звено во всей цепи образования. Он, как маяк, для наших детей. От него во многом зависит, будут дети любить учиться или нет, и как сложится их жизнь в будущем. Министерству Образования следовало бы продумать, как помочь нашим учителям, всем тем, кто работает с детьми. Важно, чтобы между учителем и родителем было взаимопонимание. Ведь учителя очень много для них делают. В классах по тридцать детей, это огромная нагрузка для педагога. Родители дома с двумя-тремя не могут справиться. В каком обществе мы хотим жить: в процветающем или загнивающем? Образование закладывает это общество. Поэтому современное образование надо спасать!».
Сказки для детей и взрослых
Татьяна говорит, многие школьные проблемы помнит из своего детства. Не шла у нее, например, геометрия. Летом, после окончания 6 класса, она взяла себя в руки и изучила самостоятельно всю программу по геометрии за год. Сидела, читала, понимала, разбиралась. Но не все школьники готовы на такие трудовые подвиги. Поэтому есть взрослые, которые готовы им помочь.
«На моих занятиях я использую сказкотерапию, - открывает секрет успеха Брестель. - В мои сказки на новый лад верят и взрослые, и дети. Они учат не только посчитать количество пирожков в корзинке Красной Шапочки, но и понять какие-то гораздо более важные вещи, научиться добру, сопереживанию. И приобрести этот интерес — тягу к знаниям».
Важно, говорит педагог, развивать у малышей пространственное, образное мышление. Сейчас один из ее учеников, 6-летний Кирилл, уже самостоятельно воспроизводит геометрическую постройку в трех проекциях. А это — программа старших классов школы. Пятилетняя Ева и шестилетняя Катя решают примеры их двух действий, которые будут проходить в школе в третьем классе.
У детей с рождения заложен огромный потенциал, уверена Татьяна. Его надо развивать. Дети не знают усталости, их энергию необходимо направлять в конструктивное русло. И тогда вырастет поколение детей, которое будет общество развивать, внедрять новейшие технологии, изобретать новые приборы.