Но далеко не все знают, что актер долгое время прожил в Челябинске, и до сих пор в городе есть люди, которые по праву называют его своим другом.
Александр Табарчук |
Один из них – профессор кафедры спортивной медицины УралГУФКа, работавший врачом во многих командах, в том числе и за рубежом, Александр Табарчук. Его собственная судьба удивительна – в свое время он готовил команду Алжира – об этом «АиФ-Челябинск» уже писал.
Внук патриарха
С Александром Пороховщиковым они познакомились еще в 1957 году, когда оба поступили на лечебный факультет мединститута. Надо сказать, что в ту пору поступить в данный вуз было очень сложно – конкурс доходил до 13 человек на место.
- Фамилия у Саши тогда была Дудин, - вспоминает Александр Табарчук. – Это была фамилия его приемного отца – кстати, главного архитектора Челябинска. А сам Саша был рожден в гражданском браке, причем отец его был тоже интересной личностью – сыном католикоса-патриарха Всея Грузии. Уже став актером, Саша взял себе фамилию Пороховщиков, так как гордился своими корнями – его дед со стороны матери был конструктором первого российского танка. После революции остался на родине, служил в Красной Армии, а брат деда, наоборот, пошел в Белую гвардию
Хоть институт был медицинский, сильны были спортивные традиции. Команда баскетболистов была чемпионом среди вузов, хоккеисты выигрывали на первенстве города. Соперничество было острое – так медики соперников из Политехнического института называли «полутехниками».
Саша Дудин увлекался боксом – выписывал даже из-за рубежа специальную литературу. Под его влиянием боксом начал заниматься и Табарчук. Все вроде бы шло хорошо, но…
- Уже год учусь, а тяги нет! – признавался другу будущий актер. – Просто очень люблю свою маму, а она хотела, чтобы я стал врачом.
Следует сказать, что тогдашние студенты-медики увлекались не только спортом, но и искусством. Табарчук подрабатывал в массовых сценах театра оперы и балета – однажды, например, изображал в «Бахчисарайском фонтане» татарина, нападающего на поляков. Дудин же играл в институтском джаз-банде на барабане.
Сплетника в нокаут
В 1960 году отчима Саши переводят в Москву, куда и перебирается вся семья Дудиных. В столице Саша решил уже не переводиться в медицинский вуз, хотя такая возможность была, а посвятить себя целиком искусству. Поначалу трудился рабочим в одном из театров, потом начал учиться. Тогда он уже стал Пороховщиковым.
- Помню, впервые я увидел его в телевизионном спектакле, где рассказывалось о группе молодых ученых, которые и после работы занимались каким-то проектом, - говорит Табарчук. – Саша играл очень здорово – считаю, это одна из наиболее сильных его ролей. Потом был фильм, где он играл следователя, в прошлом мастера спорта по боксу. В фильме он несколько раз выходил на ринг – боксировал мастерски! Звонил мне, спрашивал мое мнение о фильме. Я тогда работал в Кургане, в центре Илизарова. Поначалу фильм посмотреть полностью не удалось, но я добился, чтобы его показали по местному телевидению и посмотрел со всем городом.
Не понаслышке знал челябинский друг и историю любви Пороховщикова и его жены Ирины, с которой тоже общался, созванивался.
- Говорят, что она работала чуть ли не уборщицей в театре – это полная ерунда! – заявляет Табарчук. – У Ирины было высшее образование по искусствоведению, она занималась подбором костюмов – это нелегкое дело! Знаю, что было партсобрание, на котором один из актеров (не хочу называть его фамилии) потребовал обсудить аморальное поведение Пороховщикова – мол, ведет аморальный образ жизни, сожительствует с сотрудницей театра. Самого Саши там не было, но за него вступилась Вера Алентова, которая заявила: «Они оба свободные люди! Какая же тут аморальность?» В общем, дело закрыли. А Саша позднее, когда вернулся в театр, прилюдно отправил в нокаут того поборника нравственности! И буквально на следующий день Саша и Ирина расписались.
Было уже поздно
Расстояние не было помехой для общения институтских друзей. Более того, сводило вместе и кино – так Дмитрий, старший сын Табарчука, играл в сериале «Кадетство» вместе с Пороховщиковым – тому досталась роль начальника училища.
Поздравляя в очередной раз друга с днем рождения по телефону, Табарчук услышал печальную новость – актер признался, что у него сахарный диабет. А ведь Пороховщиков всегда отличался крепким здоровьем, регулярно занимался спортом – сколько раз было, что приезжал Табарчук в Москву, звонил другу, а тот назначал ему встречу на каком-нибудь стадионе, где играл в футбол.
Для врача было понятно, что ситуация серьезная. При диабете бывает, что приходится прибегать к ампутации – после этого 30% прооперированных умирает в первые же месяцы.
- У моего отца была такая же болезнь – грозила ампутация ноги, - говорит Табарчук. – Мой однокурсник Василий Шалдин разработал барокамеру, которая успешно борется с гангреной. Отец после этого прожил успешно еще полтора десятка лет, на пораженной ноге даже начали расти волосы и ногти. Мы с Шалдиным начали работу по выпуску барокамер, но, к сожалению, Саша Пороховщиков до этого не дожил, было уже поздно…