Примерное время чтения: 8 минут
331

«Свободе» места пока не нашлось. Челябинская область нуждается в новых монументальных скульптурах

Есть ли среди челябинских памятников по-настоящему удачные, актуальные при любой власти? Какие именно памятники нужны сегодня и почему уже существующим уделяют нередко мало внимания? На эти и другие вопросы ответила искусствовед Елена Устьянцева.

Плюсы и минусы «Сферы любви»

- Почему в последнее время в городе появляется так мало памятников?

- Дело в том, что в советскую эпоху существовал госзаказ на монументы, на них выделялись большие деньги. Теперь культура финансируется по остаточному принципу. Памятники в основном могут позволить себе только крупные предприятия. Но соответственно и монументы они устанавливают связанные с собственной историей.

Хотя в 1960-е годы наш город славился скульптурой. Много талантливой творческой молодёжи приехало к нам тогда по распределению из столичных вузов: Лев и Энрика Головницкие, Виталий Зайков, Вардкес Авакян, Евгений Макаров, Иван Бесчастнов, Бронислав Маганов, Анатолий Суленёв. Они сделали много для развития искусства в нашей области. Но к сожалению, новые скульпторы в последующие десятилетия практически не появились.

- А какие памятники нужны сегодня?

- Раньше монументы имели патриотическую и социальную направленность. Теперь требуются такие, которые бы украшали наш город. В этом плане новое слово сказал Виктор Митрошин своей «Сферой любви». Не случайно она пользуется такой популярностью у горожан: просто потому, что напоминает о приятном и хорошем. Но в то же время по художественным меркам в монументе больше отрицательных моментов. В образном отношении «Сфера любви» решена слишком натуралистично. Произведение искусства не должно полностью имитировать природу. В этом случае автор всегда будет в проигрыше, поскольку сам мир совершенней его копии. В хорошей монументальной скульптуре на первом месте должен стоять художественный образ.

- Несколько лет назад в Челябинске побывал президент Союза дизайнеров России Юрий Назаров. Он поделился впечатлением от памятника Александру Розенбауму на Кировке. Своё ощущение Назаров сравнил с тем, как если бы ему в кафе за чашку кофе пришлось платить 1000 рублей. Действительно ли этот и другие памятники на Кировке настолько неудачны?

- Это массовый продукт, причём очень низкого качества. Людям, конечно, нравится фотографироваться там, гулять и рассматривать скульптуры, они вносят элемент неожиданности. Но нет внутренней логической связи между ними, нет тематического единства. На Кировке видна только цельность в непрофессионализме.

- Наносят ли какой-то ущерб монументам масштабные строительные работы?

- Из-за «дорожной революции» площадь Ярославского с памятником Михаилу Глинке сильно изменилась. Её укоротили, убрали много зелени. В старом варианте это пространство, конечно, выглядело более организованно. Сейчас не хватает места для отхода от памятника и он от этого заметно проигрывает.

- Что же делать, чтобы не искажался первоначальный авторский замысел скульптора?

- Прежде всего, работает областное общество охраны памятников. Но всё-таки есть примеры непрофессиональной реставрации: то мрамор красят, то гранитную плитку шлифуют. Так произошло с мемориальной доской поэтессе Людмиле Татьяничевой. Скульптору Вардкесу Авакяну пришлось лично приезжать и счищать краску. Реставрацию памятников должны проводить специальные организации. У нас зачастую это делают обычные строительные компании. Нередко такое вмешательство не согласуют с авторами и искусствоведами.

Средств на содержание памятников сегодня выделяют явно недостаточно. Но власти должны об этом заботиться, ведь монументальная скульптура — это лицо города. Эта среда формирует определенный тип поведения жителей, отношение к мегаполису.

Сносить ли памятники?

- Не так давно в городе обсуждали, сносить ли памятник Горькому у педуниверситета. Стоит ли вообще это делать с какими-либо монументами?

- Идеологически памятник может устареть, но если это художественное произведение, его сносить нельзя. Он в любом случае характеризуют ту эпоху, в которую создавался.

Вообще стоит сказать, что ответственность у монументалистов очень высока. Если неудачную станковую скульптуру можно спрятать в мастерской, то памятник ставят на многие десятилетия. Поэтому и художественное качество должно быть высоким. И в этом плане Челябинск, как и многие российские города, страдает. Хороших памятников крайне мало.

- А бывало в Челябинске так, что какой-то скульптор за счёт связей добивался, чтобы устанавливали многие из его памятников (по аналогии с Церетели, например)?

- Одно время большое влияние на челябинские власти оказывал Лев Головницкий — автор «Орлёнка» и многих других произведений. Он был авторитарной личностью. Поэтому в те годы в основном устанавливали именно его монументы. И это несмотря на то, что тогда творила большая плеяда не менее достойных мастеров.

- Кстати, насчёт «Орленка». Действительно ли это одна из лучших скульптур в городе, как пишут в некоторых источниках?

- Да. Мало того, этот памятник стал визитной карточкой всей советской монументальной скульптуры. Не случайно в станковом варианте «Орлёнок» экспонировался на международных выставках в Брюсселе и Монреале. Этот монумент хорошо отвечал духу своего времени. Отмечу, что и окружение памятника тоже очень удачно организовано.

«Свобода» пока не на коне

- Как вы думаете, стоит ли дополнять памятники (например, подсветкой)? Удачно ли в этом плане вечернее освещение монумента Курчатову?

- В связи с этой работой у меня никакого внутреннего диссонанса не возникает. Это можно делать, но очень аккуратно. Чтобы такое дополнение не нарушало авторского замысла и было достаточно органичным.

А вот с памятником «Сказ об Урале», по-моему, сложилась совершенно безобразная ситуация. Уже два год подряд к новогодним праздникам его одевают в костюм Деда Мороза. Всё это муссируется в прессе. Понятно, что это пиар-акция и к искусству никакого отношения не имеет. Но позволять так относится к памятникам нельзя. В то же время, видимо, это отголоски эпохи постмодернизма, в которую мы живем. Кажется, что всё уже сделано и изобретено. И теперь приветствуется совмещение несовместимого, навороты на созданные произведения.

- Несколько лет назад в Интернете открыли сайт, на котором общественность выступала против установки памятника Иосифу Бродскому работы Церетели в Москве. Как вы думаете, стоит ли выносить во Всемирную паутину обсуждение установки памятников или этим должны заниматься только специалисты?

- Проводить опросы можно, но это, скорее, заинтересует социологов. Интернет-голосования для решения, устанавливать памятник или нет, вряд ли когда-нибудь будут устраивать. Вообще необходимость в определённом монументе должна созревать сама собой. Причём прежде всего у скульптора, который свою идею может предлагать властям.

- Планируется ли в Челябинске установка новых монументов в ближайшее время?

- Готов проект памятника «Свобода» Вардкеса Авакяна. Он представляет собой образ женщины, стремительно летящей на лошади и касающейся рукой солнечного диска. Предлагалось установить изваяние на Алом поле, рядом с пересечением проспектов Ленина и Свердловского. Но пока этот проект отложен, в том числе, насколько я знаю, и по финансовым причинам.

Досье

Елена Устьянцева, искусствовед. Родилась в Челябинске, окончила УрГУ. Более 20 лет работала в областном музее искусств. Ныне доцент кафедры дизайна и изобразительного исусства ЮУрГУ. Член Союза художников России. Автор публикаций об изобразительном искусстве, участница всероссийских и международных конференций.

Популярные памятники Челябинска

1. Сфера любви. Скульптурную композицию открыли ко Дню города в 2000 году. Памятник создавали несколько скульпторов во главе с Виктором Митрошиным. На металлические деревья высотой 8-9 метров ушло 12 тонн меди. Работа над «Сферой любви» проходила в Италии. Благодаря появлению этого памятника у молодожёнов появилось своё место в городе, фотосессия в котором стала обязательной.

2. Кировка. Часть улицы Кирова городские власти решили сделать пешеходной в 2000 году. В дальнейшем вдоль неё разместили несколько бронзовых фигур (нищего, Левши, саксофониста, городового и другие). Несмотря на любовь горожан и гостей города, скульптуру нередко критикуют специалисты-искусствоведы.

Удачные памятники (с точки зрения искусствоведа)

1. «Орлёнок» (скульптор Лев Головницкий, архитектор Евгений Александров). Памятник открыт в 1958 году. Он посвящён молодым героям Октябрьской революции и Гражданской войны на Урале. Сегодня является одним из излюбленных мест молодёжи, но едва ли из-за самого памятника.

2. Ленин на Алом поле (автор проекта – Н. Чекасин, строительные работы – П. Искосков). Один из первых в стране памятников Ленину открыли в 1925 году. Форма мавзолея восточного типа была выбрана не случайно, поскольку в тот момент было необходимо возвеличить умершего. Несмотря на строго идеологическую направленность, памятник имеет художественную ценность.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах