Из бюджета ее кормят по остаточному принципу. Ничего не изменилось в этом плане и в нулевые, культура осталась на галерке финансирования, но у нее начали появляться спонсоры. Иногда.
Под знаком кино
2000- 2005 годы. Фестиваль десятилетия. В феврале 2000 года в Челябинске впервые состоялся фестиваль «Новое кино России». Событие федерального масштаба. Два десятка звезд отечественного кинематографа, в числе которых был и Георгий Жженов, прилетели на Южный Урал.
К концу ХХ века кино в России начали снимать на пожертвования хлебозаводов и колбасных цехов. Региональный бизнес тоже спешил отметиться в титрах и потому не скупился на мероприятия со звездами.
В результате первая половина нулевых в Челябинской области прошла под знаком кино. Состоялось пять фестивалей «Новое кино России». Фестивальные программы демонстрировались не только в кинотеатре КиноМакс-Урал, но также в реконструированных КиноМакс-Победа и «Аврора», в Центре «Театр+Кино», в «Мегаполисе». Челябинцы с жадностью смотрели и старые, и новые отечественные фильмы, а также артхаусное кино. Вставали в очередь за автографами Виктора Бычкова, Сергея Никоненко, Евгения Цыганова, Наталии Бондарчук, Виктора Сухорукова, Аллы Демидовой, Михаила Козакова, Бориса Грачевского...
Но к V фестивалю пыл местного истеблишмента к столичным звездам стал угасать, приоритеты изменились. Одновременно начал редеть фестивальный список знаменитых артистов и режиссеров. По разным причинам на последний фестиваль не прилетели обещанные Рената Литвинова, Станислав Говорухин, Федор Бондарчук, Алена Бабенко... Чем богаче становилась светская жизнь столиц, тем менее привлекательным для продюсеров фестиваля казался Челябинск. Фильмы «Нового кино России» перестали быть новыми, потому что появились фестивали более статусные, которые отняли право первой ночи у регионалов. Охладел к фестивалю и челябинский зритель, даже программы «Великолепная семерка» и «Арт-линия» на последнем – пятом фестивале - не собрали былого аншлага. Стало понятно, что юбилейный фестиваль «Новое кино России» - прощальный.
2004-2006 годы. Персона десятилетия. Не будь на Южном Урале Бориса Красноперова, возможно, никто и никогда не вспомнил бы, что классик советского кино Сергей Герасимов (фильмы «Тихий Дон», «У озера», «Молодая гвардия», «Журналист» и другие) вырос в Чебаркульском районе, близ Кундравов. Но сельский агроном, однажды услышав рассказ Сергея Герасимова о малой родине, написал кинорежиссеру письмо. Переписка переросла в дружбу.
В 2004 году в селе Кундравы был открыт музей, посвященный Сергею Герасимову. Здесь хранится уникальная коллекция его личных вещей, например, шахматы, биллиардный стол, трость, которая, по легенде, принадлежала самому Чарли Чаплину, дневники и письма, награды режиссера. Все эти вещи актриса и жена Сергея Герасимова Тамара Макарова завещала передать Борису Красноперову, если он «пробьет музей». Губернатор области Петр Сумин и его заместитель Андрей Косилов поддержали инициативу Бориса Александровича.
А 2006 год на Южном Урале прошел под знаком 100-летия Сергея Герасимова. В Челябинскую область приехали ученики режиссера: Валентина Теличкина, Сергей Никоненко, Зинаида Кириенко, Лариса Лужина и другие. В Кундравах была заложена аллея памяти «Ученики - учителю», прошли фестивали «Любить человека» и «Киноискусство вчера, сегодня, завтра: взгляд молодых», состоялась презентация документального фильма о Сергее Герасимове «Нас много, я живой».
Одна из учениц Сергея Герасимова – актриса Валентина Теличкина – считает, что только стараниями Бориса Красноперова и южноуральцев 100-летие Сергея Герасимова стало событием федеральным. По ее словам, было время, когда коллеги «старались забыть» имя и фильмы режиссера.
Шестнадцать против одного
2004 год. Реконструкция-долгострой. Осенью 2004 года в Челябинске открыт филармонический зал имени Сергея Прокофьева, который находился на реконструкции с 1988 года. Руководил реконструкцией архитектор Евгений Александров.
В результате реконструкции изменились габаритные размеры здания. Внутренний дворик зала, обрамленный колоннами, был включен в основной объем здания. Ширина здания тоже увеличилась в сторону реки Миасс на 10 метров. В этой части появилась двухэтажная пристройка, где расположены фойе с балконом, артистические гримерные, служебные комнаты. Гардероб и курительная комната вынесены в подвал.
В зрительном зале сегодня 540 мест, есть амфитеатр и балкон. За счет уменьшения длины зала на 4 метра была организована оркестровая яма. Полностью реконструирована сценическая коробка, заменено оборудование сцены.
Интерьеры зрительного зала украшены лепной гирляндой и барельефами композиторов, а также росписью челябинских художников Сергея Черкашина и Константина Фокина, керамическими вазами Александра Кудрявцева. В отделке здания использованы уфалейский и коелгинский мрамор, двуцветный паркет.
Филармоническому залу в этом году исполнилось 60 лет. Но порой кажется, что за последние 4 года здесь побывало больше известных российских музыкантов (а зарубежных уж точно), чем за 38 лет до реконструкции-долгостроя.
2006 год. Самое скоростное строительство десятилетия.
В отличие от концертного зала, строительство Челябинского областного краеведческого музея продолжалось чуть более года (архитектор Сергей Якобюк). Спешили к 270-летию Челябинска. Однако сам музей ждал этого дня также многие годы, ютясь в неприспособленных зданиях.
Курировал возведение нового музейного здания сам губернатор Петр Сумин. На строительство музея и сооружение его экспозиции из областного бюджета было потрачено более 500 миллионов рублей.
Открытие музея состоялось 29 июня 2006 года. Площади экспозиционных залов составляют примерно 3 тысячи квадратных метров, общая площадь музея — 10,5 тысяч квадратных метров. В числе изюминок нового музея – первая в Уральском федеральном округе интерактивная библиотека. Фонды музея насчитывают более 270 тысяч единиц хранения, среди которых немало предметов, имеющих общероссийское значение.
Здание не случайно напоминает крепость. Оно возведено на берегу реки Миасс, где когда-то появились крепостные стены – первооснова города.
«За веру и верность»
Актриса десятилетия. Прима-балерина Челябинского театра оперы и балета Татьяна Предеина в нулевые побила настоящий рекорд по званиям и наградам: в 2005 году ей присвоено звание «Народная артистка России», в этом же году она получила медаль Святой равноапостольной княгини Ольги «За веру и верность», в 2006 году Татьяна становится лауреатом премии «Душа танца» в номинации «Звезда», а в 2008-ом - лауреатом премии правительства России.
«В этой профессии ты – вечный ученик, с самого первого и до последнего дня, - считает балерина. - Ты каждый день, каждый час учишься, чтобы зрителю даже в голову не могло прийти, что сделать прыжок или что-то другое тебе тяжело».
Татьяна Предеина – выпускница Пермского хореографического училища, любимая ученица народных артисток СССР Людмилы Сахаровой и Екатерины Максимовой.
Максимова, по признанию Татьяны, стала для нее ориентиром в балете. Балерине часто говорят: «Сразу видно, что ты максимовская».
Татьяна Предеина была участницей пяти фестивалей в Челябинске, посвященных Екатерине Максимовой. А с 2007 года на сцене челябинского оперного проходит ее собственный фестиваль «Татьяна Предеина приглашает».
Ее партнерами по сцене были солисты Большого театра России, театра «Кремлевский балет», «Русского имперского балета»: Николай Цискаридзе, Юрий Белоусов, Гедиминас Таранда, Андрей Уваров, Дмитрий Гуданов, Айдар Ахметов.
Обширна и гастрольная география балерины в начале нового века: США, Великобритания, Франция, Тайвань, Польша, Чехия, Япония, Германия, Китай.
Триумф десятилетия. Весной 2010 года, в год России во Франции и Франции в России, Челябинскому концертному объединению было поручено организовать гастроли труппы экстра-класса «Лионский балет». Подготовкой уральского турне - Челябинск, Пермь, Екатеринбург, - а также логистическим обеспечением гастролей знаменитого балета в Москве и Санкт-Петербурге генеральный директор нашей филармонии Алексей Пелымский и менеджеры концертного объединения занимались полтора года.
Буквально на днях консул Франции в Екатеринбурге на встрече с губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем выразил благодарность организаторам гастролей «Лионского балета» в России и вручили им грамоту французского посольства.
Настоящим триумфом называют эти гастроли и зрители. «Жизель» в исполнении «Лионского балета» произвела фурор не только в Челябинске.
«Как холодно и скучно нам стало без него»...
18 марта 2010. Утрата десятилетия. После продолжительной болезни на 63-м году жизни от нас ушел известный поэт Николай Шилов. Его друг – поэт Лев Рахлис – свою скорбь выразил строчкой из стихотворения самого Николая Петровича: «Дорогой Коля, если бы ты знал, «как холодно и скучно мне стало без тебя»! Все, кто знал и кто в будущем познакомится с самыми лучшими в мире детской поэзии стихами, присоединятся к этому горестному вздоху.
Герои стихотворений Ни колая Шилова – паучки и крокодилы, пчелки и коровы, чайники и ЛЮДОеды, Самсусамы и СентяБРЯКи – обладают такими яркими характерами, что забыть их не просто сложно, но невозможно: «Жучиха Лариса Петровна живет удивительно скоромно. Питается только корою на первое и на второе...», «Гусеница Иванова третьи сутки нездорова...», «Какая у вас превосходная челка, - увидев Лошадку, сказала ей Пчелка...», «Не песик, а душка, - подумала Кошка, - Ему бы культуры общенья немножко...», «-Вы куда это, Корова, снарядились в полшестого – шляпа на резинке, ножичек в корзинке?..», «Шел по полю Таракан из Челябинска в Курган. Шел да шел, а за плечами нес мешочек с кирпичами...».
Николай Шилов родился 12 апреля 1947 года в городе Щучье Курганской области. В 1970-ом окончил Ленинградский государственный институт культуры. До 1982 года преподавал режиссуру в Челябинском культурно-просветительном училище, затем работал в Челябинской государственной академии культуры и искусств. В 1984 году возглавил кафедру режиссуры театрализованных представлений и празднеств, которой руководил более 20 лет. В Союз писателей Николай Шилов вступил в 1999 году. Он – лауреат литературных премий Льва Толстого и Павла Бажова. Все его книги для детей издавались в Челябинске. Московские издатели лишили детей России радости встречи с героями Николая Шилова. Надеюсь, не навсегда.
С завалинки на большую сцену
Музыкант десятилетия. 28 июля 2010 ушел из жизни и один из самых известных гармонистов России – южноуралец Иван Плешивцев.
У него было трудное военное детство, раннее сиротство. Чтобы прокормиться, мальчик играл на гармони. Это и предопределило его судьбу. Где бы ни работал Иван Антонович – в шахте, на железной дороге или целине – везде его сопровождала гармонь.
Но всероссийскую известность южноуральский музыкант получил лишь в годы перестройки. На большую сцену народным талантам помогла шагнуть программа «Играй, гармонь!» Иван Плешивцев стал настоящей звездой, вошел в состав первой «Золотой десятки» гармонистов России. Благодаря ему сегодня народные песни «Ой, калина», «Ромашка белая» поет вся страна.
У «Манекена» есть права... зарабатывать
Осень 2009 года. Баррикады десятилетия. Скандал вокруг муниципального театра «Манекен» начался в августе после выхода приказа «О мерах по оптимизации расходов бюджета на содержание муниципального учреждения культуры «Театр + Кино» и вскоре, как писали челябинские журналисты, с театральных подмостков вылился на Театральную площадь города.
В то время, как власти Челябинска призывали предприятия сделать все возможное для сохранения работников во время кризиса, этим приказом они же из 96 сотрудников театра сокращали 89, оставляя в штатном расписании только беременных и кормящих матерей. Область отказалась взять театр на свой баланс, так как это могло, по словам тогдашнего министра культуры Владимира Макарова, катастрофически сказаться на остальных учреждениях культуры Южного Урала.
На защиту любимого «Манекена» поднялся народ - студенты вузов Челябинска собирали подписи в защиту театра и собрали более 10 тысяч голосов, горожане принимали участие в пикетах, оранжевые цвета театра сделали и протест «оранжевым». Всюду можно было услышать лозунги: «Макароны – потребителю, "Манекен" – зрителю». «Послушай, власть, ты не права, у "Манекена" есть права» и так далее.
В защиту культового челябинского театра высказались известные артисты: Александр Калягин, Евгений Миронов, Евгений Гришковец, Олег Табаков... Затем голос поддержки подали министр промышленности России, южноуралец Виктор Христенко, спикер Госдумы Сергей Миронов, полпред президента в УрФО Николай Винниченко.
Все завершилось подписанием в Москве соглашения между главой Челябинска Михаилом Юревичем и председателем Союза театральных деятелей России Александром Калягиным, согласно которому работа Челябинского центра искусств «Театр+кино» будет продолжена. Изменилась правовая форма театра как юридического лица, «Манекен» стал «муниципальным автономным учреждением культуры». То есть получил большую финансовую самостоятельность, которая подразумевает, что театр должен активнее зарабатывать средства на собственное развитие.
В 2010 году на содержание Центра «Театр+Кино» из городского бюджета, в виде субсидий, было выделено лишь 4,5 миллиона рублей. Такая же сумма перечислена из средств областного бюджета.
Опера под рояль
Скандал десятиления.
В челябинском оперном громкие скандалы не прекращались с момента прихода в театр художественного руководителя Дениса Северинова.
В самом начале 50-го театрального сезона (2006 год) объявил забастовку оркестр театра, оркестранты были недовольны оплатой труда. В СМИ было опубликовано обращение музыкантов к губернатору области Петру Сумину, а премьера оперы «Князь Игорь» 17 сентября 2006 года прошла под звуки рояля.
Но зрители выдержали испытание. Многие даже называли премьеру эксклюзивом и говорили, что вряд ли когда-нибудь еще попадут на оперу под фортепиано и восхищались мужеством артистов. А театр подал на забастовщиков в суд.
Однако недовольство артистов руководством театра только усиливалось. Начало сезона 2008 года вновь ознаменовалось скандалом. На этот раз художественный руководитель театра указал на дверь одному из ведущих режиссеров страны Алексею Степанюку, который работал над постановкой оперы «Демон». Его опера «Пиковая дама» в 2007 году получила национальную премию «Золотая маска». После столь значимого успеха худрук театра Денис Северинов предложил Алексею Степанюку поставить на челябинской сцене «Демона» Рубинштейна, «Орфея и Эвридику» Глюка и «Мадам Баттерфляй» Пуччини.
Но Алексей Степанюк отказался работать с главным балетмейстером театра Константином Уральским, в ответ услышал: «Убирайтесь вон»! и работа над «Демоном» больше не возобновлялась. А коллектив театра восстал против Северинова, невыплаты квартирных и палочной дисциплиныУральского. Завершилось все уходом Дениса Северинова из театра «по собственному желанию». Говорят, теперь он торгует медом.
Путин и Жириновский – один к пяти
Курьзы десятилетия.
С 2000 года Кусинский литейно-машиностроительный завод начал зарабатывать на президенте. Бюсты ВВП лили из чугуна в натуральную величину 1:1 и продавали по 40 тысяч рублей. В 2002 году заводская администрация заявила о своем желании сделать галерею современных политических деятелей. Открыть ее решено было бюстами Назарбаева и Жириновского. Однако голова лидера ЛДПР никогда не достигнет размеров головы лидера «единороссов». Жириновского выпускают лишь размером 1:5. И стоит он всего 5 - 6 тысяч рублей.
Шоумен десятилетия. Зрители ТНТ победителем шоу «Битва экстрасенсов» назвали таможенника из Троицка Александра Литвина, который в потоке автомобилей мог определить тот, водитель которого пьян. Он также раскрывал запутанные преступления и рассказывал всем о секретах звезд.