У челябинцев, наблюдающих за работами по благоустройству города, часто возникает вопрос: как получается, что на деньги налогоплательщиков реализуются сомнительные с точки зрения эстетики проекты, как, например, памятная скульптура Валентины Терешковой в детском парке на ЧТЗ?
Попытаюсь ответить на этот вопрос как бывший председатель комиссии по бюджету и налогам Челябинской городской думы (хотя надо понимать, что это иллюзия, будто городским хозяйством управляют депутаты).
Скажем, есть деньги на благоустройство. Пишется техзадание на проведение работ. Готовят его чиновники районных администраций. Под это задание делается проект. Кто делает проект? Да кто угодно. Кто выиграл конкурс, тот и выполняет работы.
Вот строилась одна из школ в Челябинске. Всё хорошо, красивый проект утверждён. Только пришли строители и говорят: всё ок, но проблема с вентиляцией. Она висит в воздухе. Как она крепится к стенам и потолку – непонятно, в проекте этого просто нет. Раз нет в проекте, то работы не входят в стоимость строительства. Понятно, что виноваты конкретные сотрудники, но признавать их ошибку никто не хочет. Надо как-то выкрутиться. И выкручивается строительная компания. И да, это системная ошибка.
Ещё пример. Разыгрывается конкурс на замену ламп в фонарях на проспекте Ленина и улице Труда в Челябинске. Всё неплохо: лампы поменяют на светодиодные. Но кто-то должен думать ответственно и комплексно. Если ты меняешь лампы, то почему провода сразу не уложить в короба под землю, чтобы их не обрывало ветром? Нет, об этом в проекте ничего не сказано. Второй момент: свет от светодиодных ламп ложится пятнами. Чтобы он шёл правильно, надо менять наклон штанги. Кто-то это учитывает? Нет. Логика подрядчиков такова: провода – не наша тема, убирать под землю – не наша тема, наклон штанги менять – не наша тема. Но если делать, то надо делать комплексно, по-хозяйски. И это не наша тема.
У нас разучились работать со сложными системами. Заборы поставить – это просто, поставим. Убрать заборы тоже несложно, уберём. Асфальт закатать новый – пожалуйста. Вскрыть его через день, потому что забыли про канализационные люки, – тоже можно. Но сразу подумать – нет, это слишком сложная многоходовка.
Помните миниатюру Аркадия Райкина, где он в костюме, сшитом криво-косо? «У нас специализация узкая, – объясняет ему работник ателье. – Один кроит, другой пришивает карман, третий проймочку строчит. Я лично пришиваю пуговицы. К пуговицам претензии есть?» – «Нет. Пришиты насмерть, не оторвёшь!» Так это он когда сказал! Ещё про Советский Союз. Ничего не изменилось.
Лет десять назад в челябинской мэрии техзадание обязательно курировал, проверял и правил эксперт со стороны. Сейчас такого нет. В результате – «беременная» Терешкова.
Система управления городом уязвима и не защищена от некомпетентности. Как поменять десятки сотрудников районных администраций, которые пишут безграмотные техзадания? Примерно одинаковые деньги из региональных бюджетов приходятся на одного жителя Челябинска, Екатеринбурга, Новосибирска. Но города отличаются по уровню развития городской среды. Наш Челябинск чуть ли не на последнем месте среди миллионников. Система управления одна и та же. Но дело не в ней. А в людях.
Дмитрий Довженко, депутат Челябинской городской думы в 2015-2019 гг.