Снегопады усугубили транспортную ситуацию в Челябинске – пробки парализуют движение почти каждое утро и вечер. А если происходит ДТП, то движение останавливается и в любое другое время.
Профессор кафедры автомобильного транспорта ЮУрГУ, полковник милиции, проработавший немало лет экспертом-криминалистом, Владимир Городокин уверен, что правила дорожного движения нуждаются в существенной доработке, а положение с ДТП далеко от официальной статистики.
О бензине, колбасе и сметане
Корреспондент «АиФ-Челябинск» Эльдар Гизатуллин: - В советское время вы долгое время работали в ОБХСС. По вашему мнению, эту структура была достаточно эффективной для борьбы с хищениями?
Владимир Городокин: - Эффективность в каждом отделении была разная. Я работал в Советском районе Челябинска, у нас в отделе было десять человек. Кто-то занимался строительством, кто-то общепитом, а я – автотранспортом, станциями техобслуживания. АЗС. Работе отдавали всё своё время без остатка. Не поверите, даже отпуск на это тратили – формально считалось, что мы отдыхаем, а на самом деле работали. Я также был в числе первых выпускников высших курсов ОБХСС в Перми. Мое направление было одним из самых сложных, хотя, допускаю, так любой из нас думал о своей сфере. У меня же много дел крутилось вокруг талонов на бензин, очередей на техобслуживание. Нередко учётчицы заливали бензина меньше, чем было указано на талонах, а остатки продавали на сторону. А бывало, что наоборот – водитель не укладывался в заявленные объёмы, продать бензин не мог и просто выливал на землю. Вот такая бесхозяйственность.
Также распространённым явлением были приписки. Впрочем, это ведь продолжается и доныне – судя по отчётам, снега у нас из города вывозят больше, чем во всей области выпадает.
- А почему решили поменять профиль деятельности и стали автоэкспертом?
- В какой-то момент я пришёл к выводу, что не тем мы занимаемся. Скажем, ловили работниц столовых, которые выносили колбасу и банки со сметаной. У них зарплата копеечная, а мы их к ответственности привлекаем. Или чуть ли не с приборами ночного видения сидим в засаде и ждём, когда какой-то работник винного завода две бутылки через забор перебросит! Разве это работа для милиции? Вот поэтому и стал автоэкспертом.
- Насколько я знаю, одним из первых в Челябинской области…
- На самом деле первым, что работал в системе МВД и специализировался на ДТП. Трудиться я начал в экспертно-криминалистическом отделе, которым руководил Владимир Зудилкин – примечательная личность: он возглавлял областной уголовный розыск, потом воевал в Афганистане, а затем стал руководителем отдела.
Машина с мороженым – это опасно!
- Когда водители обсуждают ДТП, нередко приходиться слышать, что сами правила дорожного движения прописаны неясно – это действительно так?
- К сожалению, да. Многое забыто из хороших методичек, которые издавали в 70-80-ые года прошлого века. Можно упомянуть такого автора и большую умницу, как Николая Кристи. Какая точка зрения сейчас одна из самых распространённых? При разборе ДТП надо определить, когда возникла опасность, на которую должен среагировать водитель. Но на практике это сделать непросто, потому что в правилах много неточных, а то и вовсе неправильных формулировок. Например, термин «опережение» или «препятствие».
- А с зарубежными наши правила вы сравнивали? Они лучше или хуже?
- Конечно, сравнивал. Одни из самых лучших – английские, хотя и там есть ошибки. Как ни обидно это сознавать, но на Украине правила дорожного движения тоже лучше, но там экспертная служба всегда была очень сильная. Можно похвалить правила Германии. В США правила, я бы сказал, интересные – они совсем другие. Так дорожных знаков у них меньше, чем у нас – многие требования наносят на разметку. Есть у американцев, на мой взгляд, лишние указания – например, куда надо повернуть руль при парковке на уклоне.
У англичан есть и вовсе забавные правила – так водитель должен быть особо внимательным в жилой зоне, если замечает автомобиль с мороженым. Казалось бы, почему? Оказывается, потому что к этой машине могут выбежать дети, которые из-за мороженого забудут смотреть по сторонам. Немало в Великобритании и правил, касающихся гужевого транспорта и лошадей (для которых даже есть отдельные дороги) – видимо, так сложилось исторически.
Горит зелёный? Лучше постой
- Во времена СССР правила были более продуманными?
- Ещё в 50-60-х годах для каждого региона и республики были свои правила. У меня сохранился сборник для Челябинской области от 1959 года – его составляли по образцу Московской области. Вообще же, правила дорожного движения постоянно улучшались с 1973 года, и это продолжалось до редакции 1987 года, когда появились максимально точные формулировки.
Увы, потом при формировании современных правил наработки почти тридцатилетнего периода были упущены, так как за основу взяли редакцию до 1973 года.
- А какие наиболее распространённые ошибки, по вашему мнению, совершают пешеходы?
- Мало кто из пешеходов знает, что их права и обязанности тоже прописаны в правилах. Я бы просто не знаю, что бы сделал с теми, кто вбивает детям в головы правило: «Красный сигнал светофора – стой, зелёный – иди!». Зелёный сигнал просто разрешает движение, но прежде надо в любом случае посмотреть по сторонам. Потому что форс-мажор всегда возможен. К примеру. Видите, что автомобиль тормозит, вы начали идти. А у машины тормозной шланг оторвался. Или сзади в автомобиль кто-то врезался и вперёд подтолкнул. Так что даже на «зебре» и при разрешающем сигнале надо быть очень внимательным.
- Наверное, это же можно посоветовать и водителям?
- Не смотрят, не уступают, не предоставляют приоритет – вот самые распространённые ошибки водителей. Беда ещё в том. Что у нас ведут статистику лишь по ДТП с пострадавшими. Да и вопрос в том, как учитывают. Считается, что если человек после ДТП умер в течение месяца, то считается, что он погиб в результате аварии. Но как часто бывает? Произошло ДТП, для примера, в Сосновском районе, человек получил тяжёлые травмы, его перевезли в Челябинск, где он в течение месяца умер. Будет ли кто-то сообщать об этом в отделение ГИБДД Сосновского района? Далеко не факт. Врачам явно не до того. И случай тогда не будет учтён.
Поэтому бороться надо со всеми ДТП, которых в 50 раз больше, чем аварий с пострадавшими – понимаете, в 50 раз!
- Вероятно, для этого надо улучшать и общую транспортную систему в городе?
- Конечно. Но мало кто хочет что-то всерьёз анализировать. Говорят, заторы (пробки – это всё-таки неправильное выражение), мол, это плохо. Но заторы однозначно выгодны поставщикам топлива, так как бензина при этом расходуется больше. Проследите, почему заторы нередко появляются у крупных торгово-развлекательных комплексов. Здесь часто организуют пешеходные переходы и ставят светофоры, чтобы облегчить доступ покупателей. А то, что в результате появляются заторы, никого не волнует. Такая ситуация на улице Труда у зоопарка, ТРК и гипермаркета поблизости.
Для Челябинска расчёт для транспортного движения сделали специалисты из Санкт-Петербурга. Но они использовали чисто математические расчёты, а они в такой ситуации не работают – надо анализировать в комплексе. Не расширять бездумно дороги, а работать с перекрестками, транспортными узлами. Возможно, рано или поздно это станет ясно и тем, от кого зависит принятие решений.