Челябинские автомобилисты не могли скрыть удивления и возмущения, когда увидели новую разметку на городских дорогах. Во многих местах её в нарушение всех правил наносят поверх старой. Кроме того, зачастую используют краску, а не пластик. Понятно, что долго такая разметка не продержится.
Как же получилось, что новая разметка столь низкого качества? Кто выполнил эти работы, а кто понесёт ответственность, когда станет совершенно непонятно, сколько полос на той или иной дороге? В конце концов, плохо различимая разметка может привести к серьёзным ДТП. Не получится ли так, что уже летом движение по челябинским дорогам превратится в сплошные манёвры без правил? Мы попытались разобраться в сложившейся ситуации.
Откуда краска?
Редакция получила уже несколько звонков и снимков от разгневанных автомобилистов. Так, на одном из снимков, сделанных на улице Труда рядом с театром оперы и балета, видно, что разметка сделана краской, причём второпях - отчётливо видны брызги краски. Есть аналогичные снимки, которые челябинцы сделали на улице Лесопарковой, на Северо-Западе, во многих других районах города. Неудобства испытывают и пешеходы, которые не видят, есть в конкретном месте пешеходный переход или нет.
«Я тоже заметил, что во многих местах разметка или отсутствует, или сильно стёрлась, а кое- где новую наносят поверх старой, - сообщил эксперт в области транспорта и инфраструктуры Яков Гуревич. - Понятно, что такая ситуация приводит только к пробкам и авариям. При нашей фантастической ширине дорог совершенно непонятно, сколько перед тобой полос. Я вообще считаю, что настоящих дорог у нас нет - только асфальтированные пространства. А дороги ведь - это нечто большее, целый комплекс, который включает в том числе и грамотную разметку. Всем известно, что правильно выбранная полоса снижает аварийность. В противном случае водители совершают дополнительные бес- контрольные манёвры, которые приводят к ДТП».
Кто же проводит разметку в Челябинске? Оказалось, что в прошлые годы этим занималось АО «СМЭУ ГАИ». Почему же в предыдущие сезоны нареканий к качеству разметки не было, а теперь жалоб так много?
«К сожалению, в этом году мы разметкой в Челябинске не занимаемся, - отвечает генеральный директор компании Николай Евстегнеев. - Конкурс выиграло другое предприятие. Но мы тоже обратили внимание на качество работ. У нас опыт по данному виду работ накоплен большой, и мы сразу видим, где есть нарушения. К примеру, брызги появляются оттого, что краска жидкая. В неё, видимо, добавляют вещество для снижения вязкости, но такая краска очень нестойкая - по сути, это напыление. Нет и конусов, которые бы предохраняли на какое-то время разметку, чтобы машины до поры по ней не ездили. Во время работ не видно было и специальных разметочных машин, которые производят разметку в стеснённых условиях (имеется в виду работа в городе) - только «Газель», которая для таких работ мало приспособлена. Надо учесть и то, что у нас в городе по требованиям конкурсов разметка наносилась только горячим термопластиком - он намного долговечнее и прочнее краски. Для сравнения: краска держится один месяц, тогда как термопластик не менее полугода».
Ждём машину из Германии
Как выяснилось, в этом году конкурс выиграло ЗАО «Южуралмост». На предприятии утверждают, что у них есть вся необходимая техника, а сотрудники имеют большой опыт работы по нанесению разметки на дорогах Челябинской области различными видами материалов, будь то холодный пластик, горячий пластик или специальная краска.
«Дополнительно для работы в городе мы приобрели в Германии новое оборудование - разметочную машину, - рассказал директор по строительству и эксплуатации городских автомобильных дорог компании Алексей Струговец. - Она позволяет наносить разметку горячим термопластиком. Сейчас же нанесение горячего пластика невозможно в связи с погодными условиями: температура асфальта должна быть не ниже 15 градусов. Пока мы наносим временную разметку на основных магистралях для обеспечения безопасности дорожного движения. Разметку мы производим специальной краской с добавлением светоотражающих стеклошариков. На большей части улиц, где уже нанесена временная разметка, мы произведём так называемый средний ремонт - замену асфальтобетонного покрытия, и эта разметка будет удалена вместе с верхним слоем покрытия».
Возникает несколько вопросов. По техническим условиям различных производителей наносить термопластик можно в диапозоне от плюс 5 до плюс 15 градусов. Почему же в Челябинске, не самом тёплом городе, выбрали условие именно в 15 градусов? А что касается удаления верхнего покрытия, то на улицах Свободы, Труда асфальт только уложили - получается, опять будут ломать? В компании также сообщили, что запланировали установку консолей для размещения дублирующих знаков над проезжей частью (это предусматривает госконтракт). Сейчас проходит этап согласования работ со всеми сетевыми организациями.
Вроде бы можно успокоиться: работы идут. Но непонятно, почему ещё на стадии конкурса и заключения госконтракта никто не проверил, есть ли у выигравшей компании та самая техника для разметки горячим термопластиком. Машину из Германии только ждут, а потом, как выяснилось, придётся удалять краску с частью покрытия, а это потеря и времени, и средств. Да и справится ли одна машина с таким огромным объёмом работ?
Между тем у «СМЭУ ГАИ» таких машин не менее четырёх - и то им пришлось в своё время работать и день, и ночь, чтобы уложиться в указанные сроки.
Помогут другие регионы?
Понятно, что беспокойство в этой ситуации должен проявлять в первую очередь заказчик. Это управление дорожного хозяйства Челябинска. В компании «Южуралмост» уверяют, что все работы проходят под контролем заказчика и в соответствии с программой «Безопасные и качественные дороги». В управлении же признали, что ситуация с разметкой была причиной уже нескольких совещаний с участием руководства города и ГАИ.
«Мы неоднократно говорили, что принимать разметку в том виде, как она выполнена сегодня, не будем, - сообщил заместитель директора по эксплуатации улично-дорожной сети Владимир Гришаков. - Она явно временная, её надо было нанести к 9 мая, чтобы провести все необходимые мероприятия. Машина для нанесения термопластика, которую заказал подрядчик, находится в Москве, ждёт растаможки. Не позднее 25 мая работы необходимо начать, иначе от ГИБДД УМВД России по г. Челябинску пойдут предписания в адрес администрации города, а это огромные штрафы. Всю разметку надо нанести до 31 октября. Одна машина тут не справится - насколько я знаю, уже идут переговоры с субподрядчиками из других городов и регионов.
До 31 октября, конечно, ещё далеко, но как же быть с вышеупомянутым техусловием, что наносить термопластик можно лишь при плюс 15 градусах? В октябре вряд ли стоит рассчитывать на такие температуры. Что же касается разметочных машин из других регионов, то их не так много, да и дорожные работы там идут полным ходом.
Заместитель начальника отдела по эксплуатации и содержанию улично-дорожной сети Антон Тепляков подтвердил, что в прошлые сезоны в городе работало не менее четырёх разметочных машин - оснащение АО «СМЭУ ГАИ» позволяло справиться с любым видом работ.
В этом же году ситуация, как уже говорилось выше, потребовала уже нескольких совещаний. В муниципалитете нервничают, ведь объём работ серьёзный - 120 улиц, а это 109 тысяч кв. м. Помимо разметки, надо установить на 98 перекрёстках табло обратного отчёта времени для транспорта, более 40 светофоров Т-7 (согласно новому ГОСТу, это мигающие светофоры на нерегулируемых пешеходных переходах), 1 260 знаков различных видов. В ГАИ подтвердили, что контроль за состоянием разметки будет самый жёсткий.
«Разметка должна быть круглый год, и в этом смысле пластик незаменим, так как не боится даже снегоуборочной техники, - говорит начальник УГИБДД ГУ МВД РФ по Челябинской области полковник полиции Андрей Мурыгин. - В разборе каждого ДТП мы учитываем дорожные факторы. В прошлом году такие факторы сыграли свою роль в 70% случаев. И в основном это разметка».
Тем не менее в управлении дорожного хозяйства считают, что ситуация под полным контролем, а подрядчик выполнит свои обязательства. По словам начальника управления Александра Шабалина, «предоставление гарантии качества на результат выполненных работ является обязательным требованием при участии в торгах на право заключения муниципального контракта… Подрядчик обязан предоставить гарантию качества на результат работ сроком 1 год с момента принятия работ».
Остаётся только надеяться, что подрядчик действительно справится, а за то время, пока действует временная разметка, везут к нам машину из Германии и идут переговоры с субподрядчиками, никто не пострадает в аварии. С другой стороны, опять возникают вопросы к механизму проведения конкурсов и определения победителей. Кстати, раньше при проведении конкурсов от потенциальных подрядчиков требовали представить документы, которые бы подтверждали наличие техники, специалистов и т. д. Затем УФАС распорядилось перейти на электронные аукционы, где ничего этого от участников уже не требовали. Хотелось бы, чтобы власти подходили к вопросу более ответственно и смотрели не только на цену, которую предлагает подрядчик, но и на его техническое оснащение, опыт и возможности. Ведь на кону не только сумма госконтракта (298 млн руб.), но и безопасность людей.