Дверь со стороны пассажира захлопывается, беззвучно заводится стартер, и Skoda Superb устремляется вперед. Метров через пятьдесят она плавно поворачивает влево и продолжает движение. Затем делает классическую для всех автошкол «змейку» - петляет между оранжевых конусов, встает на «красный» перед светофором, а когда вспыхивает «зеленый» - трогается вперед и, описав полный круг, наконец, замирает окончательно.
Дико и непривычно выглядит пустующее при этом место водителя, а движения вертящегося без помощи рук из стороны в сторону руля кажутся нереальными.
Однако все это – реальность, развернувшаяся 20 июня на парковке перед челябинским ТРК «Горки». Здесь организаторы решили показать возможности беспилотного автомобиля, участвующего в автопробеге по городам России, проводимом научно-производственным объединением Star Line.
Из Петербурга – через Поволжье и Урал
За плечами участников пробега – тысячи километров по дорогам России из Санкт-Петербурга через Нижний Новгород, Казань, Самару и Уфу. Из Челябинска беспилотник отправится в Екатеринбург, затем – в Пермь, после чего вернется в северную столицу. Постановление об испытаниях беспилотных автомобилей подписал 26 ноября 2018 года премьер Дмитрий Медведев.
«Наша задача – на практическом опыте собрать информацию о возможностях беспилотника на дорогах России и неожиданностях, которые его подстерегают, испытать установленную на нём аппаратуру, чтобы выявить ее плюсы и минусы, а также составить алгоритм, позволяющий усовершенствовать процесс такого вождения. Кроме того, мы собираем данные для высокоточной карты российских дорог, которая необходима для дальнейшего использования беспилотников», - рассказал руководитель проекта беспилотного автомобиля Борис Иванов.
Мечта для ГИБДД
Невидимый водитель не лихачит, не пьет алкоголь, не мучается с похмелья, не курит в салоне и не докучает разговорами «за жизнь», а главное – никогда не нарушит правил дорожного движения. Мечта для сотрудников ГИБДД.
«Глаза» и «руки» беспилотника – его лидары. Это приборы на основе лазера, которые по принципу радара несколькими десятками лучей мгновенно сканирует окружающую обстановку: расстояние до ближайших автомобилей, людей, столбов, анализирует сигналы светофора и дорожные знаки. А затем соотносит это с встроенной GPS-картой. Но не той, что есть в любом смартфоне, а максимально точной, с погрешностью всего три сантиметра. Благодаря этому достигается максимальная точность и аккуратность вождения.
От «нуля» к «пятерке»
Задача разработчиков – повысить уровень автономности беспилотника с нулевого, когда машину полностью контролирует человек, до пятого, когда задача человека сводится к выбору конечной точки и нажатию кнопки «старт».
Сейчас у машины без водителя третий уровень автономности. То есть человек может не контролировать машину на дорогах с «предсказуемым» движением, например, на автобанах, но должен быть готовым взять управление в более сложных условиях, к примеру, в городе с его лихачами и маршрутчиками. По возвращении в Санкт-Петербург разработчики планируют достичь четвертого уровня автономности, при котором экстренного вмешательства со стороны человека не потребуется даже при внештатной ситуации.
Разработкой интеллектуальной начинки для авто-беспилотников занимаются многие ведущие компании, к примеру, такие как Google и Яндекс. Как объяснили разработчики, разница – только в алгоритмах вождения и написания кодов для управления. При этом датчики почти у всех одинаковые.
Мечта не за горами
Целей внедрения беспилотных автомобилей в жизнь три. Первая – это безопасность. Потому что ни один здравомыслящий разработчик не научит беспилотный автомобиль нарушать ПДД. Они будут соблюдать все правила. Вторая цель – экономическая. Когда-то это станет оправданным. В первую очередь, при грузоперевозках. Машина без водителя не спит, не ест, не отвлекается и не делает ошибок. Что касается личного использования, то это тоже выгодно. Зачем две машины в семье, если одна отвезет и мужа, и жену, и детей, а потом всех заберет.
Разработчики предрекают готовность технологии уже к 2025 году. Однако переход на беспилотники будет долгим и плавным. Ставить электронную начинку в уже действующие машины нецелесообразно. Поэтому первыми станут автомобильные концерны, которые перейдут к серийному выпуску машин без водителя. Кстати, поточный метод существенно удешевит их стоимость. Но когда наступит этот революционный день – остается лишь гадать.