Подход к строительству и ремонту дорог как в Челябинске, так и в целом на Южном Урале теперь будет иным. Приоритетом станут ответственность подрядчиков, контроль качества и учёт мнения рядовых граждан. Такой вывод можно сделать после рабочей поездки главы Челябинской области Алексея Текслера по объектам дорожного строительства в Аргаяшском районе и Советском районе Челябинска.
Уже есть первые кадровые решения в связи с новым подходом.
Нужны новые люди
Одна из проблемных точек в Челябинске – строительство дорожной развязки на улице Дарвина. Проект, который предусматривает расширение проезжей части до шести полос и спиливание деревьев, вызывал неоднозначную реакцию у горожан. Кто-то кардинально против проекта, другие настаивают, что расширить дорогу необходимо, иначе автомобильные пробки на этом участке будут постоянно. Так, местная жительница Надежда Савельева опасается прежде всего ухудшения экологической ситуации:
«Автомобили у нас будут ездить буквально под окнами! Это и выхлопы, и постоянный шум. Мы же видим, какое тут движение. А из-за расширения дороги оно станет намного интенсивнее».
Напомним, строительство развязки предусмотрено нацпроектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Преобразования коснутся не только улицы Дарвина и Троицкого тракта, но и улицы Блюхера.
Глава региона предложил в качестве компромиссного решения установить шумоизоляционные экраны, провести компенсационные высадки деревьев, а пока же начать со строительства нового путепровода.
«Главное – это Троицкий мост, – убеждён Алексей Текслер. – Речь идёт об объекте, который давно вызывает критику. Здесь просто страшно ехать: мост явно в аварийном состоянии. Безопасность людей, и автомобилистов, и пешеходов, должна быть на первом месте».
Руководитель области раскритиковал выполнение работ по благоустройству дорожной сети в Челябинске. Алексея Текслера не устроили объяснения (а точнее, их отсутствие), почему управление дорожного хозяйства города не устраняет замечания местных антимонопольщиков по заключённым контрактам, – сразу же прозвучало предложение подобрать руководителю управления Александру Шабалину «менее ответственную должность».
«В городе идёт пинг-понг с управлением ФАС, при этом антимонопольная служба предлагает нормальные меры по улучшению качества используемых материалов, но муниципалитет почему-то решение откладывает. Это влияет на сроки работ, – сделал выводы глава региона. – Работы начнутся в июне-июле, и это неприемлемо. Надо начинать в мае. Деньги были доведены своевременно. Конкурсные процедуры запустили в марте – тоже вовремя. Здесь действительно нужны новые люди, которые смогут эту работу организовать по-новому. Потребность в этом, безусловно, существует. Я городу поручил осуществить смену руководителя, отвечающего за дорожное хозяйство».
Алексей Текслер также предложил включать в контракты ремонт и благоустройство не только дорог, но и тротуаров.
Будет независимый контроль
Более благополучная обстановка на объектах дорожного строительства за пределами Челябинска. В частности, без сбоев проходит обновление шестикилометрового участка в Аргаяшском районе по направлению к Харлушам. Ремонт здесь ведут также в рамках нацпроекта. Финансирование в размере 270,5 млн рублей позволит улучшить качество дорожного покрытия, укрепить обочины, восстановить дорожные знаки и установить металлическое ограждение.
Всего на реализацию нацпроекта в 2019 году планируется направить 3,46 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета 1,884 млрд.
Алексей Текслер заметил, что на рынке дорожных работ наблюдается определённая монополизация, поэтому особое внимание надо уделить качеству – привлекать к контролю независимых экспертов, общественников.
«Сколько дорога простоит, как она будет функционировать, станет ли формироваться колея, насколько будет безопасным движение на этом участке – всё это ключевые факторы, – указал руководитель области. – Очень важно обеспечить качество, поэтому я сегодня поручил помимо традиционного внедрить независимый контроль качества дорог. Нужно привлечь общественность, журналистов, чтобы замеры проходили публично. В области большинство работ выполняет одна организация, и велик риск того, что могут не соблюдаться какие-то требования, тем более они постоянно повышаются. В рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» предписано использовать современные материалы, улучшать состояние дорог, поэтому контролю должно уделяться особое внимание».
«При нынешнем уровне ремонта дорог хватает лишь на полгода, – считает Фёдор Вострецов, директор научно-производственной компании «Волвек-плюс», где разработали технологии стальной фибры для дорожного строительства. – Качество низкое из-за того, что не применяют новые разработки. Надо, чтобы при ремонте давали гарантию 10-12 лет, как для новой дороги. И чтобы организации несли ответственность: если сделал плохо, то ремонт за твой счёт! Тогда качество дорог сразу повысится».