Подчеркну, не о маршрутных такси, а об автобусах, трамваях и троллейбусах? Кажется, только в час пик. И то только потому, что маршрутки переполнены.
В остальное время наш общественный транспорт ходит полупустой. И сообщения о том, что «Челябгортранс» вот уже который год работает с огромными убытками, вызывают у горожан обычно злорадное чувство. Сочувствие к транспортникам просыпается, пожалуй, лишь в те моменты, когда им отключают за долги электроэнергию. Почему же так происходит?
Кто хочет поводить?
Обычная картина часа пик: переполненные маршрутки не вмещают всех пассажиров, а то и вовсе проносятся мимо. Но вот автобусов, трамваев и троллейбусов, когда они так нужны, что-то не видно. Народ на остановке обсуждает ситуацию: «Утром смотрю - все трамваи в депо, вечером - тоже. Когда же они работают?- Наверное, только днём, когда люди на работе. - А потом ещё удивляются, что доходов нет!».
Кстати, это далеко не обманчивое впечатление, что общественного транспорта на улицах Челябинска стало меньше. Если в 2007 году общий парк насчитывал 1245 единиц, то в нынешнем году - уже 1080. В среднем каждый день на рейс выходит 648 единиц муниципального общественного транспорта.
В год списывается примерно по 40 единиц. Наибольший износ - до 94% - у трамваев. Их меняют реже, так как это наиболее дорогой по стоимости самой машины вид транспорта. Чаще меняют автобусы - «Икарусы» уже практически исчезли с улиц, хотя в те же часы пик приходится выводить и их на маршруты.
Количество самих маршрутов почти не уменьшилось, как сообщил заместитель директора «Челябгортранса» по перевозкам Виктор Дорофеев, в Челябинске муниципальный общественный транспорт сейчас курсирует по 39 автобусным, 22-м троллейбусным и 16 трамвайным маршрутам. Проблема не в количестве маршрутов, а в численности парка. Поэтому и получается, что в час пик уехать невозможно.
- График работы предприятия, начало и окончание маршрутов составлены с учётом пассажиропотока, - объясняет заместитель главы города по дорожному хозяйству Владимир Алейников. - Но приходится учитывать и провозные возможности предприятия - сказывается нехватка водителей, кондукторов, износ подвижного состава. Необходимо соблюдать и максимально допускаемую по трудовому законодательству продолжительность смен.
Вот и получается, что от пересменки - это слово на остановках в час пик звучит как ругательство - не уйти. Как ни составляй график, а если людей мало, приходится отгонять машины в парк.
Водителей действительно не хватает. Сейчас «Челябгортрансу» нужны 400-500 водителей автобусов, 200 - трамваев и 300 - троллейбусов. Почему же сюда не идут на работу? Ведь серьёзного притока не было даже в кризис. Дело в зарплате. При нелёгких условиях работы (даже при чередующихся сменах приходится вставать на рассвете или заканчивать работу за полночь) зарплата у водителя трамвая составляет всего 12 тысяч рублей, у водителя троллейбуса - 13 тысяч, и 15-16 тысяч получает водитель автобуса.
В выходные им приходится работать сверхурочно. Получается, мало обновить парк (худо-бедно, но новые машины покупают), надо ещё и привлечь людей зарплатой. Как это сделать? У народа на переполненной остановке ответ простой - мол, курсируйте чаще, боритесь за потребителя!
Деньги есть, доходов нет
Но не всё так просто. Если посмотреть на объёмы перевозок, то цифры получаются серьёзные. Так, за девять месяцев этого года трамваи перевезли 42 миллиона 310 тысяч человек, троллейбусы - 29 миллионов 654 тысячи, автобусы - 26 миллионов 199 тысяч. К слову сказать, популярность трамваев объясняется тем, что они наименее зависят от пробок.
Так, стоящие в плотном автомобильном потоке в сторону Металлургического района водители и пассажиры маршруток наверняка не раз завистливо смотрели в сторону свободно мчащихся трамваев по отдельной ветке.
Но объёмы - ещё не всё. Ведь более половины пассажиров муниципального транспорта составляют льготники. По идее, «Челябгортранс» должен получать за их провоз компенсации из областного и федерального бюджетов. Он их и получает, проблема только в том, что, по подсчётам транспортников, льготники «наезжают» гораздо больше поездок, чем было принято при подсчёте компенсаций. Этим, дескать, и объясняются постоянно накапливающиеся долги. Плюс возросшие затраты на горючее, ремонт, электроэнергию и так далее.
Вот и получается, что доходы вроде большие, но толку в итоге мало. Если в 1999 году транспортники выручили 237 миллионов рублей, то в 2010 - почти миллиард. Разница громадная, однако не надо забывать не только об инфляции, возросших расходах, но и том, что в 1999 году билет стоил 2 рубля, а в нынешнем - 10-12 рублей. Вот откуда взялся миллиард.
Более-менее выживать позволила бы, по мнению транспортников, стоимость билета в 18 рублей, как в соседнем Екатеринбурге. Но представьте, что произойдёт, если городские власти решатся на такое подорожание? Взрыв народного недовольства гарантирован, и доводы будут понятны - стоимость проезда повышаете, а обещанного комфорта как не было, так и нет! В своё время обещали даже, что на остановках появятся электронные табло, где с точностью до минуты будет указываться, сколько осталось до прибытия очередного автобуса или трамвая, как это принято в Европе. Сейчас эти обещания кажутся издёвкой.
Можно ли обскакать «газели»?
Да и не в одних эмоциях пассажиров дело. Люди ведь проголосуют не только бранными словами, а и рублём. Уже сейчас муниципальный транспорт вчистую проигрывает маршруткам, которые ходят чаще и быстрее, а стоимость проезда там такая же, а то и ниже. К примеру, во многих маршрутках цена проезда зависит от расстояния и варьируется от 10 до 15 рублей.
Если в 2003 году (когда их впервые стали учитывать в статистике) маршруток насчитывалось всего 101 единица, то сейчас их уже более двух тысяч. И это только официальные данные, а сколько курсирует по городу нелегальных машин! На маршрутки жалуются, обвиняют в повышенной аварийности, но, признаем, без них город давно бы уже задохнулся.
Сказался и такой фактор, как рост численности частных автомобилей.
Немалая часть обеспеченных челябинцев, которые раньше платили за проезд, пересели за руль собственных машин. И этот автомобильный бум, кстати, привёл к пробкам, которые увеличивают интервалы движения муниципального транспорта.
В какой-то момент положение муниципального транспорта пытались улучшить, ограничив движение маршрутных такси - запретив появляться на гостевых маршрутах «газелям». Но видимых результатов это не принесло - «газели», как и прежде, курсируют по всему городу без каких-либо ограничений. Да и вряд ли реально обойтись сейчас без маршруток.
Получается, выхода из сложившейся ситуации нет?
Может, поступить, как в Магнитогорске, где весь общественный транспорт намерены передать в частные руки? Но при всём уважении к городу металлургов, он всё-таки в разы меньше, чем Челябинск. Никакие частники не согласятся перевозить льготников бесплатно, а значит, потребуют компенсаций из бюджета и, как любые бизнесмены, потребуют неукоснительного соблюдения договора, посчитав каждую поездку льготника.
Расходы для бюджета, конечно, вырастут, но, кажется, это будет единственно правильным решением.