Автотранспорт выходит на лидирующие позицию как источник загрязнения атмосферного воздуха, составляя 50-70 % от общего загрязнения, - утверждает декан экологического факультета ЧелГУ Альфира Сибиркина.
«Автомобиль - мини-химическая фабрика»
Корреспондент CHEL. AIF. RU Надежда Уварова: Альфира Равильевна, в Челябинске в загрязнении атмосферы принято обвинять выбросы промышленных предприятий. Выхлопные газы уходят далеко на задний план. Это не верно?
Альфира Сибиркина: В 2017 году Челябинск по количеству автомобилей занял седьмое место по стране, а Челябинская область – девятое. И не совсем понятно – почетное или печальное? И что бы решить этот вопрос, нужно вникнуть в суть воздействия автомобиля на нас и окружающую нас среду. Автомобиль с двигателем внутреннего сгорания называют мини-химической фабрикой. Каждая машина выбрасывает в атмосферу с отработавшими газами примерно 200 различных химических веществ. Чаще всего в качестве загрязняющих компонентов упоминают выбросы оксидов азота, серы, диоксида углерода (углекислого газа), и вскользь упоминают о выбросах монооксида углерода или угарного газа, а зря.
- Почему автомобили наносят такой вред?
- Несомненно, все компоненты выхлопных газов опасны, и образуют так называемый фотохимический смог – многокомпонентную смесь газов и аэрозольных частиц, органических соединений перекисной природы фотооксидантов.
Фотохимический туман возникает именно в крупных городах. Виной ему служит огромное количество автомобилей. Смог появляется, как правило, при безветренной погоде. Оксиды азота и молекулярный кислород моментально окисляют продукты сгорания автомобильного топлива и получаются новые соединения. От фотохимического смога страдают все, в первую очередь, люди, а также растения, животные и постройки. Смог вызывает раздражение слизистых, обострение заболеваний.
Гемоглобин и СО: кто кого?
- А угарный газ?
- Молекула угарного газа конкурируют с молекулами кислорода за право связаться с гемоглобином крови и превосходят в этом кислород в 210 раз. Даже небольшое количество угарного газа выводит из рабочего состояния существенную часть гемоглобина крови, и организм соответственно получает меньше кислорода. Это вредно: появляется головная боль и снижается умственная деятельность. При огромном скоплении автомобилей в час пик возникают экологические ловушки – высокие локальные концентрации угарного газа.
Высокое содержание угарного газа снижает способность атмосферы к самоочищению, способствует росту сердечно-сосудистых заболеваний, так как сердце вынуждено перегонять в более жестком ритме отравленную карбоксигемоглобином кровь, у автомобилистов снижается реакция, внимание.
- Можно ли при таком количестве автотранспорта хоть как-то уменьшить вредоносное влияние?
- Решение проблемы — это регулирование движения автотранспорта. Оптимальная скорость движения, при которой выбросы в атмосферу минимальные, - это 60 км в час. Озеленение вдоль крупных автотрасс и вокруг жилых домов, причем не только газонами, но обязательно древесными растениями, например, кусты рябины обыкновенной или березы повислой не просто выглядят очень декоративно, но способствуют снижению пыли и шума, а также в процессе фотосинтеза обогащают воздух кислородом.