Автотранспорт выходит на лидирующие позицию как источник загрязнения атмосферного воздуха, составляя 50-70 % от общего загрязнения, - утверждает декан экологического факультета ЧелГУ Альфира Сибиркина.
«Автомобиль - мини-химическая фабрика»
Корреспондент CHEL. AIF. RU Надежда Уварова: Альфира Равильевна, в Челябинске в загрязнении атмосферы принято обвинять выбросы промышленных предприятий. Выхлопные газы уходят далеко на задний план. Это не верно?

Альфира Сибиркина: В 2017 году Челябинск по количеству автомобилей занял седьмое место по стране, а Челябинская область – девятое. И не совсем понятно – почетное или печальное? И что бы решить этот вопрос, нужно вникнуть в суть воздействия автомобиля на нас и окружающую нас среду. Автомобиль с двигателем внутреннего сгорания называют мини-химической фабрикой. Каждая машина выбрасывает в атмосферу с отработавшими газами примерно 200 различных химических веществ. Чаще всего в качестве загрязняющих компонентов упоминают выбросы оксидов азота, серы, диоксида углерода (углекислого газа), и вскользь упоминают о выбросах монооксида углерода или угарного газа, а зря.
- Почему автомобили наносят такой вред?
- Несомненно, все компоненты выхлопных газов опасны, и образуют так называемый фотохимический смог – многокомпонентную смесь газов и аэрозольных частиц, органических соединений перекисной природы фотооксидантов.
Фотохимический туман возникает именно в крупных городах. Виной ему служит огромное количество автомобилей. Смог появляется, как правило, при безветренной погоде. Оксиды азота и молекулярный кислород моментально окисляют продукты сгорания автомобильного топлива и получаются новые соединения. От фотохимического смога страдают все, в первую очередь, люди, а также растения, животные и постройки. Смог вызывает раздражение слизистых, обострение заболеваний.
Гемоглобин и СО: кто кого?
- А угарный газ?
- Молекула угарного газа конкурируют с молекулами кислорода за право связаться с гемоглобином крови и превосходят в этом кислород в 210 раз. Даже небольшое количество угарного газа выводит из рабочего состояния существенную часть гемоглобина крови, и организм соответственно получает меньше кислорода. Это вредно: появляется головная боль и снижается умственная деятельность. При огромном скоплении автомобилей в час пик возникают экологические ловушки – высокие локальные концентрации угарного газа.
Высокое содержание угарного газа снижает способность атмосферы к самоочищению, способствует росту сердечно-сосудистых заболеваний, так как сердце вынуждено перегонять в более жестком ритме отравленную карбоксигемоглобином кровь, у автомобилистов снижается реакция, внимание.
- Можно ли при таком количестве автотранспорта хоть как-то уменьшить вредоносное влияние?
- Решение проблемы — это регулирование движения автотранспорта. Оптимальная скорость движения, при которой выбросы в атмосферу минимальные, - это 60 км в час. Озеленение вдоль крупных автотрасс и вокруг жилых домов, причем не только газонами, но обязательно древесными растениями, например, кусты рябины обыкновенной или березы повислой не просто выглядят очень декоративно, но способствуют снижению пыли и шума, а также в процессе фотосинтеза обогащают воздух кислородом.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть