Промзона, где расположено предприятие Тягунова, а на его площадях – целый парк старинных «Москвичей», «эмок», «Мерседесов», «Побед», находится неподалеку от челябинского железнодорожного вокзала. Проезжаем несколько витиеватых поворотов и попадаем в другой мир, где «ЗиС-5» соседствует с новехонькой «Тойотой», и есть такие машины, каких не существует ни в одном автосправочнике.
«Я особо не раздумываю, покупать или не брать какую-то модель, в каком она состоянии, сколько с ней предстоит работы по восстановлению, - размышляет коллекционер-реставратор. – Другого завоза все равно не будет. Надо брать, что есть. Пока еще есть».
Станислав не только покупает старинные машины, но и реставрирует их. Говорит, старается, конечно, полностью «начинить» оригинальными деталями, покупает их у знакомых и незнакомых, если что-то не может найти – обращается за поиском в Интернет.
Лишь в крайних случаях детали машин могут быть новоделами, и то их стараются максимально подогнать под автопром 50-70-х годов.
Москвич 50-х годов выпуска восстановлен и на ходу. Фото: АиФ / Фото Надежды Уваровой
«Вот первая машина, выпущенная уральским автозаводом, тем, что в Миассе, - Тягунов ловко подтягивается и прыгает на подножку «ЗиС-5». – Ретро-грузовичок, машина-легенда. Еще не совсем готов, но реконструируем мы автомобили строго в соответствии с тем, как они выглядели, будучи молодыми. Если в оригинале было четыре продольные рейки на борту кузова, то и у нас будет четыре».
ЗиС-5 - первый автомобиль, выпущенный УралАЗом. Фото: АиФ / Фото Надежды Уваровой
Тягунов подходит в двум очень похожим машинам. Автомобили, что близнецы-братья, но с разными логотипами: «Это польская «Варшава», она почти точная копия советской «ГАЗ-М-20 «Победы» выпуска пятидесятых годов прошлого столетия».
Некоторые машины уже полностью отреставрированы Станиславом и его друзьями, другие еще напоминают груду старого металла. Например, о том, что скоро из нескольких сотен килограммов проржавевшего железа будет восстановлена знаменитая «Эмка» - ГАЗ-М-1, напоминает лишь решетка с «лица» будущего последователя американского Ford B. «Черных воронков» - самого страшного автомобиля времен массовых репрессий НКВД у Станислава два. Один будет носить традиционный черный цвет, второй пока серо-голубой.
Будущий ГАЗ-М-1 пока напоминает груду железа. Фото: АиФ / Фото Надежды Уваровой
В крытом гараже – бесчисленное количество мотоциклов. Над боксом навис автомобиль неизвестной марки – он служит пока украшением площадки, смеется Станислав.
Тягунов счищает лопатой снег, заваливший ретро-автомобили. Говорит, во время военно-исторических реконструкций последнее время частенько выпадает ему представлять «вражескую армию». Тринадцатилетний сын коллекционера, всегда «воюющий за наших», на каждый праздник прыгает в кузов любой машины, на выбор. Станислав озадачился и приобрел несколько западных машин, которые могли во время войны и после нее принадлежать союзникам Германии.
«Русский же народ всегда был очень хитер на выдумку, - рассказывает коллекционер. – Этот вот автомобиль не имеет названия, потому что собран руками какого-то Кулибина. Вероятно, мастер хотел довести его до ума, но не успел или бросил им заниматься».
Станислав Тягунов не из тех, что, «как Кошей над златом чахнут». Смеется, он готов показывать, что есть, всем желающим. Потому собранные и восстановленные коллекционером автомобили – постоянные гости на военных реконструкциях в Челябинской области. Настоящая полевая кухня послевоенного времени во время исторических реконструкций всегда работает, раздавая гречневую кашу всем желающим.