Примерное время чтения: 6 минут
137

Рыбья любовь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28 08/07/2009

Если купить чёрную икру невозможно, так почему бы её не производить самим, решили южноуральские рыбоводы и начали разводить осетров.

У рыболовов, приезжающих посидеть с удочкой на Ирдягинские пруды, руки иногда трясутся в лихоманке: по словам бывалых, здесь водятся карпы до 12 килограммов, щуки до 3 килограммов. Правда, несмотря на азарт и блеск в глазах, многие спиннингисты пеняют: дескать, совсем пользователи цены задрали за рыбалку!..

- Приезжают люди и думают, что тут всё само собой растёт, а мы, пользователи водоёмов, только путёвки продаём и деньги гребём лопатой! Но на самом деле это не так, - говорит Игорь Левченко, директор рыбхоза, ихтиолог-рыбовод по образованию. - Вообще, со всем живым тяжело работать: оно болеет, гибнет, не хочет размножаться...

Бизнес на руинах

Когда-то Аргаяшский рыбхоз, организованный ещё в 1965 году по постановлению партии, был довольно успешным. Ежегодно предприятие обеспечивало рыбопосадочным материалом, то есть мальками, десятки рыбхозов по всему Уралу и Сибири. Но, как и многие другие хозяйства, в 90-е оно развалилось. Оборудование находчивые сельчане быстро сдали на металлолом, даже двухэтажное здание заводика хотели разобрать на стройматериалы, но не успели...

- В 2001 году, когда мы сюда пришли, здесь почти ничего не было, - вспоминает озерчанин Игорь Левченко, директор, рыбовод и гидротехник сегодняшнего рыбхоза в одном лице. - Гидросооружения были завалены камнями, а в зимовальных прудах кусты росли выше человеческого роста...

Поначалу на Игоря и Сергея Свалова, его друга и зама, отчаянно пиливших кусты в прудах и таскавших огромные камни, деревенские мужики смотрели с недоумением и всё рассуждали, когда же эти озерчане бросят глупую затею и уедут...

Но не бросили... За 8 лет привели в порядок все 12 прудов и превратили заброшенный рыбхоз в действующее предприятие, снабжающее мальками карпа, белого амура, толстолобика, сига, пеляди и щуки арендаторов многих южноуральских, курганских и башкирских водоёмов.

"Ясли" для карпят

Жизнь нового поколения карпов зарождается в инкубационном цехе рыбхоза. Всё начинается с отлова "мамок" и "папок" - так ласково называют производителей сами рыбоводы. "Родителей" садят в отдельный пруд на усиленное питание. Затем через три недели их стимулируют гипофизарными инъекциями.

- Рыба плавает с икрой, но просто так уговорить её отдать невозможно, поэтому в течение дня карпам делают пару укольчиков, - шутливо объясняет сложную технологию Игорь Владимирович. - Через 24 часа у "родителей" готовы икра и молоки. Таинство природы происходит в специальном тазике.

Оплодотворённую икру загружают в аппараты Вейса - резервуары с водой, в которых из икринок развиваются миллионы будущих карпов. Через 2-3 дня выводятся личинки, их отлавливают и загружают в садки, где они превращаются уже в мальков, размером в несколько миллиметров. Часть мальков уходит на продажу, а часть помещается в выростные пруды.

- Весной, как только сходит лёд, мы инкубируем ещё и щуку. За лето из икринки она вырастает до особи весом в полкило, - говорят рыбоводы. - Рыбаки же потом радуются, когда на удочку попадается не только карп, но и другая рыбка.

Всего в Ирдягинских прудах обитает больше 10 видов рыб. Самая неприхотливая из них - ротан. Самые привередливые - сиг и пелядь. Зимой этой белой рыбе нужен кислород, а летом - умеренное тепло: при температуре выше 25 градусов Цельсия она погибает от жары.

Чёрная икра: made in Аргаяш

Экзотикой здесь по праву считается сибирский осётр. Правда, плавает он пока не в прудах, а в бассейнах зимовального цеха.

- Хочется поесть чёрной икры, купить-то её сейчас невозможно, - шутит Игорь Левченко. - Разводить осетра - дело хлопотное: этой рыбе надо за лето 6 раз воду в бассейнах поменять, солью обрабатывать от паразитов, кормить как следует...

Сейчас полуторагодовалая "молодь", привезённая из Перми, размером не более 30 см в длину и весит от силы граммов 250. До нереста этим осетрятам предстоит расти ещё не меньше 5 лет, до товарной массы в 1,2 килограмма - 3 года. Кормят VIP-обитателей цеха голландским кормом, который стоит 1,5 евро за кило. Почему не отечественным? Уж больно наши производители недобросовестные: то добавят в далеко не дешёвый корм гречишную шелуху, то опилки, которые могут навредить здоровью рыбного поголовья.

Площадь рыбхоза на Ирдягинских прудах огромная - 330 гектаров. Чтобы объехать все 12 выростных, зимовальных и нагульных прудов хозяйства, нужно потратить как минимум часа полтора. Этим пользуются браконьеры, коих хватает и среди жителей близлежащих деревень, и среди приезжих рыболовов. В деревне народ сидит без работы, и с ведра рыбы семья может жить несколько дней: сами поедят, продадут улов - выпивку купят или поменяют на что-то. А некоторые городские хотят оправдать путёвку, бензин, бутылку, вот и едут на пруды с запрещёнными здесь сетями.

Кроме людей, урон рыбоводам наносят обитатели лесов и полей: бобры, лисы, енотовидные собаки и цапли. Так, семья бобров, выбравшая себе место под хатки и норы недалеко от пруда, с завидной регулярностью своими плотинами меняет поток воды. Цапли, облюбовавшие Ирдягинские пруды, за день съедают по 15-20 рыбёшек каждая. Наконец, свою лепту вносят и хищники. Года четыре назад, когда был осенний облов, сотрудники хозяйства слили пруды, чтобы утром выловить рыбу. Но ночью прошёл снег, который наутро растаял, и вся ихтиофауна поднялась на свежую воду.

- Приехали мы утром, а у пруда бегают четыре лисы и шесть "енотовидок", ловят нашу рыбу, надкусывают и складывают в кучки, - вспоминают рыбозаводчики. - В общем, почти 350 килограммов надкушенной рыбы тогда собрали. Но всё это зверьё - бесплатное приложение к нашей рыбе, и с ним надо как-то уживаться.

Сам по себе этот бизнес малодоходный, признаются ирдягинские рыбоводы. Он, скорее, для души. И чтобы предприятие осталось на плаву, они начинают что-то придумывать: рыбацкую заимку, которую с юморком здесь называют "бунгало", пруд с форелью и осетрами - одним словом, потихоньку создают рыбацкий курорт...

- Нелёгкое это дело, - рассуждает Игорь Левченко. - В советские времена рыбхозы получали от государства дотации за то, что развивают отрасль. Сегодня такой поддержки нет. Рыбоводы как волки: что поймали, то и съели.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно