![](https://aif-s3.aif.ru/images/000/352/852f0091063fa62dae7960fc21b81346.jpg)
Ихтиофауна Челябинской области - малоизученная грань природы. По признаниям южноуральских ученых, вполне возможно, что даже в подземных озерах у нас водится рыба, о чем сейчас мы не имеем ни малейшего представления.
На карте водоёмов Южного Урала есть еще много белых пятен и неоткрытых видов рыб, считает Олег Магазов, старший преподаватель кафедры природопользования факультета экологии ЧелГУ, ихтиолог с 20-летним стажем.
Аборигены не исчезнут
- Олег Альбертович, если сравнить рыбную фауну Челябинской области 80-х годов прошлого века с современной, насколько она изменилась?
- Ихтиофауна совершено не изменилась. Сегодня в южноуральских водоемах обитает 41 вид рыб. Примерно такие же цифры были 20, 30 лет назад. А вот если брать период в полтора-два столетия, то по сведениям тогдашних ихтиологов, в Миассе встречались осетровые и таймень. Сейчас их там нет. Кстати, в те времена и многих сегодняшних промысловых рыб Южного Урала в помине не было. Их заселяли в наши водоемы последние лет 40-70.
- И что это за новосёлы?
- Прежде всего, пелядь, сиг и рипус. А первым переселенцем стал лещ. Завезли его к нам еще в 19 веке. Вообще заселяли много видов рыб, но прижились только 9 из них. Самым экзотическим видом считается радужная форель.
- Но не происходит ли за счёт зарыбления водоемов вытеснения аборигенов? Не окажутся ли через 50-100 лет окунь или ёрш в Красной книге?
- Нет, конечно! Скажу больше, с 30-х годов прошлого века мы не потеряли ни одного местного вида! К примеру, заселённый в Смолино ротан живет там уже несколько десятилетий. При этом в водоеме не исчезли ни плотва, ни лещ! Специально как-то поймали пару ротанов в период нагула молоди, вскрыли, посмотрели - мальков в желудке у них не было, только личинки стрекоз да плавунцов, которые, кстати, считаются врагами мальков.
Кстати, к исконно местным видам у нас относятся плотва, налим, окунь, ёрш, пескарь, карась, щука, жерех, голавль - всего 32 вида.
Лучший эколог - форель
- Как часто в наших водоемах проводится мониторинг биоресурсов?
- Если мониторинг чистоты воды проводится у нас на 5-6 озерах, то мониторинг биоресурсов у нас не проводится вообще. У нас просто нет материальной базы для проведения подобных исследований. Чтобы профессионально оценить состояние водоема, а, замечу, промысловых озер у нас более двухсот, нужно создавать целый институт. Деньги, как я понимаю, в это должны вкладывать государство и арендаторы озер. Но сегодня рыбоводческое хозяйство находится в упадке. Да и страна в целом в кризисе.
- Есть мнение, что некоторых обитателей рек и озёр можно использовать как барометр экологического равновесия. Наличие какой рыбы может означать, что водоем чистый?
- Наличие форели и хариуса. Также чувствителен к загрязнению подкаменщик. Водятся они практически повсеместно в наших горных речках. Правда, их популяции сейчас у нас очень малочисленны.
- А какой водоем, с точки зрения ихтиолога, считается идеально чистым?
- Идеально чистым считается водоем с благоприятным кислородным режимом, небольшим содержанием тяжелых элементов... Много ли таких водоемов на Южном Урале? Сложно сказать. Большинство всё же в той или иной мере загрязнены.
- Влияет ли на фауну деятельность человека?
- Влияет и очень сильно. Так, в Волге, например, уже были зафиксированы мутации рыб на биохимическом уровне. У нас, слава богу, таких мутантов я еще не видел.
- Нередко на наших водоёмах можно наблюдать массовые заморы рыбы. Что становится причиной гибели рыб?
- Замор обычно происходит из-за дефицита кислорода. Ежегодно летом, когда цветет вода, и зимой происходит естественный замор. Срабатывает и антропогенный фактор. Взять хотя бы замор ерша два года назад на Шершнях. Рыба там погибла из-за дефицита кислорода, но первопричиной этого стали сточные воды.
Причиной массовой гибели рыб могут стать и рыбные эпидемии. Самое распространенное заболевание - лигулез. Эта болезнь поражает пресноводных карповых рыб. Рыба с таким диагнозом раздувается и плавает по поверхности.
- Ходят слухи, что водоёмы Южного Урала включены в зону природного очага описторхоза...
- А вот это действительно лишь слухи. У нас ситуация вполне благоприятная. Очагов возбудителей описторхоза в наших водоёмах нет, и почти все случаи этого заболевания связаны с привозной рыбой из Тюменской области.
- И всё же чем опасно это заболевание для рыбы и для человека?
- Для рыбы описторхоз не опасен, она всего лишь промежуточный хозяин возбудителя - кошачьей двуустки. А вот для человека это заболевание не столь благополучно. Личинки паразита попадают со съеденной рыбой в кишечник человека, проникают в печень, желчный пузырь и поджелудочную железу. Описторхисы - плоские червячки - травмируют внутренние органы, оказывают токсическое воздействие на организм. Болезнь излечимая, но приятного в ней мало.
Сенсации в каждой луже
- Сколько видов южноуральской рыбы занесено в Красную книгу?
- С нашей Красной книгой вообще интересная ситуация. На Южном Урале есть виды, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации, но наше региональное правительство - по не ясным для меня причинам - редкими или исчезающими, например, тайменя, европейского хариуса, подкаменщика или стерлядь не считает и в местную Красную книгу их не вносит.
- В Челябинской области есть пещерные водоемы. Возможны ли там сенсационные открытия новых видов рыб?
- Насколько я знаю, там водятся только беспозвоночные. Насчет рыб ничего не слышал. Хотя теоретически они могут там быть, ведь в подземных водоемах Мексики и Европы их находят. Но у нас такие исследования, к сожалению, не проводятся.
По большому счету природа Челябинской области вообще очень плохо изучена. Если по флоре у нас проводились хоть какие-то серьезные исследования, то по фауне их не было никогда. Так что белых пятен в южноуральской ихтиологии, я думаю, еще много. Впрочем, и не только в ихтиологии.