Эхо школьных побоищ с применением огнестрельного оружия, которые за последние годы стали настоящим бичом американских и европейских образовательных учреждений, похоже, докатилось и до Южного Урала.
Новичок в школе N5 Верхнего Уфалея расстрелял своего одноклассника, по предварительным данным, за то, что тот на уроке, вероятно решив шутливо "прописать" нового ученика, измазал его лицо чернилами. На другой день утром вооруженный обрезом школьник пришел в дом своего обидчика и потребовал выйти для разговора. В руке у него была банка из-под майонеза, наполненная желтой краской. Наведя ствол на одноклассника, он потребовал от него вылить на себя краску. И когда последний отказался, 16-летний парень нажал сразу на два спусковых крючка.
- Город полон слухов. Поэтому отделить правду от вымысла очень сложно, - прокомментировала ситуацию корреспонденту нашей газеты О. Родионова, начальник правового отдела Верхнеуфалейского управления образования. - Обвиняемый в убийстве Ваня Г. проучился в школе N5 всего восемь дней. Но и за этот короткий срок, по словам педагогов, проявил себя незаурядной личностью. В 16 лет у него очень глубокие знания. Сам за себя говорит следующий факт: в свое время он экстерном окончил первые два класса. То есть сразу пришел в третий класс. Если бы он такими темпами и далее учился, то сейчас бы уже институт оканчивал. Но в семье возникли сложности: родители развелись, мать, говорят, ушла в секту. Отец Вани человек хороший, очень умный, но в связи с семейными неурядицами мальчик преимущественно жил у бабушки. Вполне возможно, эта ситуация повлияла на его поведение, которое я бы назвала девиантным, то есть за гранью дозволенного. Реакция на обиду неадекватная. Он ведь сутки готовился - запас молоток, топор, ружье. Но последнее слово, по моему мнению, должна сказать психиатрическая экспертиза. Потому что нормального объяснения этому дикому преступлению нет.
После совершенного убийства четыре дня школьник скрывался в лесу и на стройке, а потом пришел домой. В милицию для дачи чистосердечного признания его привел отец.
- Свою вину подозреваемый признал, - комментирует И. Хабалкин, заместитель руководителя следственного отдела по Верхнему Уфалею. - Подросток согласился, что можно было по-другому отреагировать на обиду. Но слов "да, я раскаиваюсь в своем поступке" я не услышал. Удивило, что парень в свои 16 лет по своему развитию напоминает 23-25-летнего человека. Я со своими двумя образованиями не чувствовал, что передо мной сидит по сути подросток. Во время разговора он легко ссылался на цитаты из Ленина и Гитлера, приводил в пример цитаты из философии дзен-буддизма. В то же время в нем нет чувства превосходства над другими людьми, он как раз из тех "ботаников" и очкариков, которых принято обижать в школе. Ваня, я считаю, не придумывал никаких поводов, чтобы выманить обидчика на улицу. Пришел к нему и просто сказал: "Пойдем разбираться". Ружье присмотрел у охотника в садовом товариществе, прокрался в домик и выкрал оружие.
Сейчас подросток содержится в следственном изоляторе Челябинска. По факту убийства возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 105. Она предполагает наказание от 6 до 15 лет лишения свободы.
В школе N5 Верхнего Уфалея говорят, что погибший Сережа будто бы очень переживал, не ожидая такой реакции от обиженного им Ивана. Несколько раз даже пытался просить у него прошения. Но в ответ слышал только: "Завтра поговорим!"
Как бы там ни было, ответственность за произошедшее в первую очередь лежит на взрослых. Виноваты как родители, так и работники школы. К сожалению, в наших общеобразовательных школах уже очень давно созданы наиболее некомфортные психологические условия именно для детей одаренных. Именно они оказываются самыми не защищенными от нападок одноклассников. И хотя это ни в коем случае не может оправдать преступление, нам бы хотелось, чтобы все поняли, что на курок, который был нажат в Верхнем Уфалее, был положен не только палец 16-летнего подростка, но и наш с вами. Нас, которые не сделали ничего, чтобы в наших школах дети не стреляли друг в друга.