Примерное время чтения: 7 минут
147

Картины вопреки диагнозу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20 14/05/2008

У художницы-самоучки из Троицка с рождения страшный диагноз - ДЦП. Но уже на протяжении 20 лет она пишет настоящие картины.

Правда, карандаш и кисть ее тонкие, сжимающиеся в кулачки пальчики никогда не держали. Болезнь накрепко опутала Танины руки и ноги. Но 20 лет назад, впервые взяв в зубы ручку, девушка увидела, что может рисовать. Так с маленьких веселых человечков, мушкетеров и зверушек начался путь к настоящим картинам.

У мечты есть имя - Валерий

Живет Таня почти что в "светелке". В трехкомнатной квартире ее светлая комнатушка - самая маленькая, два на два метра. В этих четырех квадратах побеленных стен, потолка, скромной мебели и рассады помидоров на окне заключается весь ее мир.

Каждый день для художницы Тани Шутовой начинается одинаково: подъем, умывание и завтрак. Всё с помощью материнских рук. Потом чтение и рисование. Распорядок этот не меняется уже больше 20 лет. К нашему приходу Лидия Захаровна, мама Тани, причесала и принарядила дочь. Вот так, с непослушной челкой, раскрытым где-то на середине романом "Джейн Эйр" на столе и доброй застенчивой улыбкой художница нас и встретила.

- Рисовать я начала лет 20 назад, - смущенно рассказывает Таня. - Сначала рисую карандашом, потом уже беру кисть. За эти годы уже много нарисовала. Последнюю работу показывать не буду - не очень удачно получилось.

Когда картина не получается, Таня рвет рисунок в клочья и выбрасывает, чтобы никто не видел.

- На одну картину у Танюшки уходит иногда несколько месяцев, - ласково говорит Лидия Захаровна. - Бывает, плачет, но рисует. Сидит в поту, мокрая, с нее аж всё течет - таким путем ей достаются художества.

Рисует Таня в своей комнате. Но смотреть на процесс никому не разрешает... Как она крутит лист, как вырисовывает тонкие детали - одному Богу известно. Но как бы там ни было, работы из-под кисти одаренной девушки выходят потрясающие. Герои сказок, мультфильмов, библейские персонажи, дамы в парчовых и бархатных платьях из Средневековья - все картины в простеньких багетах излучают особенное тепло. Одна из любимых работ Тани - портрет Валерия Леонтьева. Лицо певца старательно прорисовано. Только глаза у Таниного Валерия непривычно грустные.

- Она очень любит этого певца и всё мечтает ему передать свою работу, - делится мечтаниями дочери Лидия Захаровна. - А еще попасть на концерт. Ну, это уже вовсе несбыточное желание!

Однажды Танюшины работы увидели представители областного общества инвалидов, которые и посоветовали девушке и ее матери представить картины на выставку. Так Татьяна Шутова стала лауреатом третьего областного фестиваля инвалидов. А спустя некоторое время в областном доме народного творчества в Челябинске прошла ее персональная выставка.

Когда Лидия Захаровна рассказывает об этом, Таня смущенно краснеет. Ей в 40 лет неловко перед нами, что мама так много рассказывает про ее успехи.

- Вот такой человечек у нас родился. Бог здоровье взял, но талант дал, чтобы не оставить совсем без ничего, - вздыхает пожилая мама троицкой художницы. - Я сама постоянно удивляюсь, что человек с ДЦП на такое способен!

Капа для Тани

Сейчас Татьяна живет вдвоем с матерью. Отца, Ивана Николаевича, нет уже 18 лет. Живут мать и дочь более чем скромно. На две пенсии, каждая из которых едва дотягивает до 4000 рублей, особо не разживешься. Льготы мама-пенсионерка и дочь-инвалид имеют небольшие: дополнительное лекарственное обеспечение, компенсация за проезд да оплата "коммуналки". Это всё.

- Ничего, управляемся как можем, - жаловаться Шутовы не привыкли. - Обидно только, что Таня как инвалид должна получать пособие по уходу - 570 рублей. Но лишь при условии, что ухаживать за ней будет посторонний человек. Вот и получается, что деньги нам не положены...

Лидии Захаровне 71 год. Слез этой терпеливой, мужественной женщины дочь не видит. Плакать ей некогда. Ведь на ней и Танюшка, и дом, и сад, зеленые кроны яблонь которого видно из окна. Поэтому никаких слез, жалоб, причитаний. Разве что помолится - обе, и Таня, и ее мама, верят в Бога, пока вера им помогает. Помогают и обычные южноуральцы. Всё же мир не без добрых людей. Много лет Татьяне хотелось посмотреть на работы настоящих мастеров, написанные не кисточкой, зажатой в зубах, а... руками. Лет семь назад один челябинский депутат оплатил Тане и ее маме поездку в Москву, и художница наконец-то побывала в Третьяковской галерее.

- Она тогда еще просила: "Давай доедем до Ленинграда!" - вспоминает Лидия Захаровна. - Сейчас наша Танюшка мечтает об Эрмитаже, но боится, что туда ей никогда не попасть...

Таня притихла. И когда ее старенькая мама выходит из комнаты, говорит о своих страхах:

- Если я не побываю в Эрмитаже, это еще как-нибудь переживу. Я боюсь за зубы, - робко делится Таня. - Какой же я буду старушкой? Совсем без зубов... Есть же капа у боксеров. Может, можно что-то придумать? Узнайте у стоматологов, пожалуйста! Я вам буду очень признательна...

Сильная, как Скарлет

В доме Шутовых много не только Таниных картин, но и фотографий. На всех снимках, что детских, где Таня еще маленькая худенькая девочка с трогательными косичками, что на недавних, художница улыбается красивой, по-детски открытой улыбкой.

- Она у нас сильная, - хвалит дочку мать. - У нее любимые книги - "Джейн Эйр" и "Унесенные ветром". Ей очень нравятся героини, Джейн и Скарлет. Старается быть такой же сильной, как они...

На улице Таня бывает редко. Сил, чтобы ее выносить с третьего этажа, у Лидии Захаровны не хватает. А если мать и выносит дочку на свежий воздух, то их преследуют колючие взгляды прохожих.

- У нас в стране условий для инвалидов нет, - вздыхает Лидия Шутова. - Это в Америке для людей с ограниченными возможностями делают всё, и никто никогда на них косо не посмотрит.

Мечтает художница, естественно, о простой радости - настоящих акварельных красках. Белая коробочка с Таниными красками и кисточками уже наполовину пуста.

- Однажды по телевизору она увидела, как на "Поле чудес" Якубовичу подарили коробку с акварельными красками, - рассказывает Лидия Захаровна. - Таня тогда вздохнула только и сказала: "Хоть бы посмотреть на такие..." Понимает, что с нашими пенсиями не до красок... А еще Таня мечтает о друзьях, которым бы можно было дарить картины, которые бы не шарахались от нее и хотя бы иногда навещали ее или звонили.

Пока Лидия Захаровна говорит о мечтах дочки, Татьяна с любопытством разглядывает на дисплее нашего цифрового фотоаппарата свои снимки и радуется, сразу выбирая самые выигрышные ракурсы.

- Ой, елки! - звонко восклицает Таня. - Хорошие фотографии-то все какие!

И застенчиво просит записать ей фотографии и номер телефона, чтобы хотя бы иногда звонить в редакцию, рассказывать о новых работах или просто немного поговорить о жизни. Ведь ей так хочется иметь настоящих друзей! Уходя из Таниной "светелки", так и хотелось ей сказать: "Таня, твои мечтания обязательно сбудутся! Ты найдешь друзей, ты раскрасишь свою и их жизнь радугой красок из новой коробочки с акварелью! Ты не одна!.."

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно