Информационная атака со стороны государства о ходе пенсионной реформы сделала свое дело. Наш молодой корреспондент, задумавшийся о будущей пенсии благодаря этой кампании, решил выяснить, где же выгоднее копить на старость.
Наверняка только живущий в информационном вакууме не слышал, что по законодательству наши пенсионные накопления собираются из базовой, страховой и накопительной частей. Последняя - сумма инвестируемая, и мы вправе хранить ее в Пенсионном фонде России или иных структурах - негосударственных пенсионных фондах и управляющих компаниях. ПФР отдает наши активы в управление госкомпании - Внешэкономбанку, частные фонды - негосударственным управляющим компаниям.
Риск есть априори
Как ни странно, направлять пенсионные активы в частные руки призывают именно специалисты госфонда.
- Мои деньги, к примеру, хранятся в одном из таких фондов, - признается Наталья Бойко, заместитель начальника отдела по работе с обращениями граждан ПФ РФ по Челябинской области. - Перевела туда, несмотря на то, что выиграю в деньгах меньше молодых.
Зачем же один из южноуральских руководителей ПФР несет в массы столь деструктивные, на первый взгляд, идеи? Деньги-то пойдут "конкурентам"!
- У негосударственного фонда гораздо больше инвестиционных инструментов, чем у ПФР, - говорит Дмитрий Пирогов, заместитель руководителя челябинского филиала НПФ "Социум". - Если Внешэкономбанк вправе инвестировать накопления лишь в ипотечные и другие госбумаги, а это малоприбыльные вложения, то частная структура вкладывает в реальные секторы рыночной экономики. Бывает, что и в головную компанию, "дочкой" которой является.
- Частные управляющие компании, в отличие от ВЭБ, имеют в своем распоряжении до девяти разных эмитентов, - дополняет Алексей Журавлев, старший бухгалтер челябинского филиала НПФ "Гефест". - Плюс к этому НПФ может передавать деньги в управление нескольким компаниям.
Всё это, конечно, обеспечивает частным "хранителям" высокую доходность в сравнении с прибылями госфонда. Наши комментаторы-финансисты называют такие цифры: в 2007 году доходность от инвестирования госкомпанией составила лишь 5,98% (заметьте, при инфляции в 11,9%), а НПФы "заработали" в среднем 15% прибыли. Хотя реальные данные за 2007 год еще на обнародованы, к тому же некоторые местные негосударственные фонды признаются, что их годовые приросты в 2007-м не превысили и 7%. В целом рискованно, не правда ли?
- Риск на фондовых рынках присутствует априори, - "успокаивает" паникеров Виктор Матвеев, генеральный директор ООО "Челябинская управляющая компания". По его словам, не совсем правильно считать высокую прибыльность безусловным плюсом НПФов. Потому что прошлую доходность на рынке инвестиций невозможно экстраполировать в будущее. Тем не менее, считает он, в долгосрочной перспективе вложения в НПФ однозначно выгодны.
Шесть процентов гарантируем
Что касается надежности таких фондов, то, уверяют финансисты, все они так или иначе подконтрольны госфонду, и поэтому деньги никуда не исчезнут. Действительно, если у НПФ отзывают лицензию, по закону все накопления в течение трех месяцев возвращаются в гос-управление. Если же управляющая компания сработает в минус, НПФ всё равно обязан начислить клиенту не менее 6% прибыли. Другое дело - покроют ли эти проценты уровень инфляции?
Вернемся к нашей героине, работающей в челябинском отделении ПФ РФ. Почему же она, сотрудник госфонда, агитирует население забирать деньги из родной организации?
- Это неудивительно, - отвечает менеджер НПФ "Пенсион-Инвест". - В России 90% "молчунов", то есть тех, кто пока оставляет деньги в госфонде. При мизерных прибылях Внешэкономбанка и растущей инфляции эти 9/10 просто обесцениваются. Разве это выгодно для экономики страны?
Нужно отметить, что среди "молчунов" наших земляков немного. Мы активнее заботимся о собственном будущем в сравнении с жителями других регионов. Об этом говорят результаты мониторинга, проведенного отделом организации и учета процесса инвестирования отделения ПФР по Челябинской области.
Цифры