Примерное время чтения: 4 минуты
98

Поход на Северный полюс

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2 09/01/2008

Сегодня география рабочих командировок и туристических путешествий южноуральцев настолько широка, что большинство из нас трудно чем-то удивить.

Но всё же есть еще на карте точки, окутанные ореолом недоступности, тайны и романтики. И одна из них - Северный полюс. Царство вечного льда и затерянных экспедиций. "Такое путешествие возможно только раз в жизни", - уверяет наш земляк, известный политик Михаил Гришанков, в минувшем году принявший участие в уникальной российской экспедиции к Северному полюсу "Арктика-2007". Мы попросили новоявленного полярника рассказать подробности о прогремевшей на весь мир экспедиции.

Солнце на 24 часа

Это была действительно уникальная экспедиция. Впервые в истории наши полярники, совершив на батискафах "Мир" погружение в точке полюса на глубину 4261 метр, достигли дна Северного Ледовитого океана в географической точке Северного полюса. Там на дне была установлена титановая капсула с российским флагом, а также взяты пробы грунта. Я принял участие в этой экспедиции по личному приглашению ее руководителя Артура Чилингарова в качестве дублера основного экипажа. Если бы у кого-то возникли проблемы со здоровьем, другие форс-мажорные ситуации, то принял бы участие в погружениях.

Достаточно длительное время мы шли в открытой воде. Нам фантастически повезло, что в суровом Баренцевом море был практически полный штиль. Когда вошли в кромку льда, температура воздуха в основном держалась на уровне минус 4-5 градусов, хотя изредка поднималась и выше нуля. Надо понимать, что это было арктическое лето. Зимой доходит и до минус 50 градусов. Очень непривычные ощущения от того, что солнце ходило вокруг нас 24 часа в сутки. Порой наши разговоры продолжались до трех-четырех утра, и даже в это время можно было выходить и загорать на солнце.

"Засечь" шпиона

Целую неделю, пока не пошли сплошные льды, мы до завтрака, с 8 до 9 утра, делали зарядку на корме, на вертолетной площадке. Хвалюсь: это я всех убедил и проводил первые занятия. Кстати, среди энтузиастов были и представители других стран - к примеру, Ибрагим Шараф, бизнесмен-миллиардер из Эмиратов, поддерживающий многие полярные программы, и его друг из Саудовской Аравии, которого мы звали коротко Джосимом. Поблажек не было никому, в том числе и женщинам. После упражнений переходили к водным процедурам. "Да, холодновато, - убеждал я. - Но быть на полюсе и не искупаться?!"

На третий день экспедиции мне удалось зафиксировать действия военных разведчиков НАТО. Их самолет-разведчик "Орион" достаточно четко сработал. Он появился совершенно неожиданно, прошел на бреющем полете практически на высоте рубки ледокола и научного судна, сделал аэрофотосъемку и улетел. И пусть было дневное время, его почти никто из членов экспедиции не увидел. Мне же помогли навыки оперативной работы: я его успел и отследить, и даже сфотографировать.

Когда экспедиция подошла к острову Хейса, входящему в архипелаг Земля Франца Иосифа, мы на вертолете привезли трех орнитологов на научную станцию, которая существует там. Увы, впечатления от посещения нашей самой северной полярной станции остались удручающие: разбитый самолет, куча брошенной техники, сотни оставшихся бочек из-под дизельного топлива, и лишь четыре сотрудника гидрометеостанции, хотя в советские времена там жили до 500 специалистов...

Медведь на полюсе

Огромный восторг у всех вызвало появление первого белого медведя - он, правда, был достаточно далеко от ледокола. Затем видели медведицу с двумя медвежатами. А когда мы пришли на Северный полюс, то в точке полюса в полтретьего ночи около ледокола появилась огромная белая медведица. Я ее, естественно, сфотографировал и совершенно неожиданно для себя стал участником уникального научного события. Как выяснилось, впервые в точке полюса удалось сфотографировать белого медведя. Раньше на ледоколе "Ямал", который регулярно ходит на полюс, видели белого медведя, но очень далеко, и это не задокументировано. Швед Фредерик Паулсен, один из известных специалистов, занимающихся изучением Арктики, даже сказал, что готов представлять мои интересы в западных журналах при печатании этой фотографии.

Погружение продолжалось восемь с половиной часов. Полынья, которую создали в точке полюса, была не сильно большая, поэтому достаточно сложной оказалась процедура возврата "Миров" именно в эту точку. Периодически еще и связь пропадала. Так что наши акванавты в итоге сделали действительно большое дело.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно