С ворами чуть ли не ежедневно сталкивается любой магазин. "АиФ-Челябинск" решил составить психологический портрет типичного любителя неоплаченных покупок и выяснить, что чаще всего, а главное, зачем пытаются украсть южноуральцы.
От воров не застрахован ни один магазин - ни обыкновенный продуктовый павильон, ни элитный бутик, ни алкомаркет, ни даже центр по продаже бытовой техники. Например, не так давно в одном из челябинских магазинов парфюмерно-косметической сети "Арбат-Престиж" охрана задержала молодую девушку, которая хотела пронести неоплаченными духи "Лакоста" и туалетную воду "Дольче&Габбана" общей стоимостью 1500 рублей. А в одном из крупнейших в областном центре магазинов бытовой техники и электроники сотрудники службы безопасности до сих пор вспоминают случай, когда ворам удалось незаметно забрать с витрины и вынести системный блок компьютера и дорогой ноутбук, подключенные к системе сигнализации...
- С начала этого года нашими сотрудниками службы безопасности было задержано 675 воров, - рассказывает Сергей Викторов, заместитель директора по безопасности сети центров торговли "Молния". - Это суммарное число по всем магазинам нашей сети. В день на краже попадается от 2 до 5 человек.
Атака профи
Наименьший процент от числа задержанных воров приходится на "профессионалов" - всего около 2% из 100. Хотя именно эти люди доставляют больше всего хлопот и проблем службе безопасности магазинов - их сложнее всего выявить из общей массы покупателей. Воровство для них работа. Как только "профессионал" заходит в магазин, он сразу же начинает изучать обстановку. Первым делом он выявляет "мертвые зоны" системы видеонаблюдения, находит детективов в штатском в торговом зале, смотрит, какими антикражными системами оборудован магазин, подсчитывает примерное количество сотрудников службы охраны и запоминает их расположение в зале. И только после этого опытный вор приступает к "делу". "Профессионал" очень предусмотрителен, и даже если охране удается его заметить, он чаще всего очень аккуратно и умело избавляется от товара.
"Профессионалы" не ориентированы на разносортный товар, они "работают" строго по группам. Чаще всего они специализируются на воровстве дорогой ликероводочной продукции, парфюмерии, косметики, элитных сортов кофе. Причем практически всё украденное идет на последующую продажу.
Бес попутал
Самая большая по численности группа воров - это "забывчивые клиенты", или "клептоманы". Это те люди, которые в случае задержания обычно делают вид, что они не специально хотели пронести товар неоплаченным, а случайно - просто забыли, или ссылаются на "беса", который их "попутал".
- Большинство "клептоманов" совершают кражи под воздействием какого-то необъяснимого импульса или интереса попробовать что-то украсть и остаться при этом безнаказанным, - комментирует Сергей Викторов. - Выявить "клептомана" достаточно просто, потому что их поведение обычно отличается от поведения остальных покупателей. Стоит отдать должное нашим сотрудникам службы безопасности, у которых уже сформировалось некое чутье на таких воров.
Наши сотрудники незаметно сопровождают его до кассового узла, где, после того как вор рассчитался за некоторые покупки, спрашивают, не забыл ли он оплатить какой-то товар. Если следует положительный ответ и пойманный вор достает товар, мы предлагаем ему оплатить его и отпускаем, как говорится, с миром. Но если после нескольких вопросов наших сотрудников, нет ли у человека при себе неоплаченного товара, он уверяет, что нет, и это неправда, мы просим его пройти вместе с нами в комнату для разбирательств и тут же вызываем милицию, которая производит досмотр упрямого "забывчивого клиента".
Например, курьезная история произошла с челябинкой, которая решила "увести" из одного магазина понравившуюся юбку. Юбка оказалась длиннее, чем ее плащ, но модница не растерялась и подтянула ее чуть ли не под самое горло. Единственная оплошность, которую она допустила, - не посмотрела, что на юбке установлен специальный круглый датчик, на который реагирует антикражная система на кассовом узле. Причем этот датчик оказался у нее прямо на груди, на вырезе плаща. Когда сработало оборудование и охранник поинтересовался у дамы, что это за круглая "штучка" у нее на груди, та, недолго думая, ответила, что это ее новая брошка...
В качестве наказания такому покупателю грозит административный штраф за хищение или заведение уголовного дела по факту кражи. Кроме того, вор может стать "нежеланным клиентом", и когда он в следующий раз придет в магазин пусть даже с благими намерениями, его попросту могут не пустить. Причем не только именно в тот магазин, где была совершена попытка кражи, но и в другие магазины торговой сети - фотография вора появляется в каждом из них буквально через 15-20 минут после задержания. Самое же неприятное последствие неудачной кражи - информирование об этом проступке руководителя организации, где работает или учится пойманный вор.
С миру по нитке
Пожалуй, самые невинные из всех магазинных воров - "малоимущие". По крайней мере, их поступки поддаются логическому объяснению и их еще как-то можно оправдать. Воровство для них вынужденная мера. "Малоимущие" - самые тяжелая группа воров для сотрудников безопасности. Осудить раскаивающуюся, плачущую бабушку, живущую на мизерную пенсию, за то, что она попыталась украсть из магазина булку хлеба или сырок, может только абсолютно бесчувственный человек. Правда, по статистике, на тех, кто идет на воровство действительно из-за безвыходной ситуации, приходится всего 1% задержанных.
- Помню, на семинаре в Санкт-Петербурге нам рассказывали историю про бабушку, которая практически каждый день на протяжении двух недель приходила в один крупный магазин и всегда целенаправленно шла к отделу молочной продукции, - рассказывает Сергей Дмитриевич. - Она подходила к полке, где лежали глазированные сырки стоимостью 4-5 рублей, брала один из них, распечатывала и тут же, в торговом зале, его съедала. Когда на разбирательство приехала милиция, один из их сотрудников просто достал деньги и заплатил за все съеденные этой пожилой женщиной сырки.
Другая категория воров - это дети и подростки, для которых кража зачастую ассоциируется с игрой. Им просто интересно посмотреть, что же будет, если они что-то украдут. Накажут их за это или нет? По статистике, на детские кражи приходится около 25% от всех фиксированных случаев воровства.
Статус вора
- Если говорить о социальном статусе задержанных воров, то на кражах попадались представители самых разных профессий, - говорит Сергей Викторов. - На моей практике были случаи задержания и директоров организаций, и ведущих топ-менеджеров, и даже учредителей. По нашим данным, каждый 30-й пойманный вор - состоятельный человек, без труда способный заплатить за украденный товар. Причем чаще всего такие люди не берут что-то изысканное и дорогое, наоборот, они пытаются украсть какую-то совершенно ненужную дешевую безделушку. После задержания они, как правило, разводят руками и не могут толком объяснить, что их заставило пойти на кражу. Попадались нам и сотрудники милиции, и работники следствия. У таких людей излюбленная отговорка: "Я просто хотел проверить, как работает ваша служба безопасности"... Но у нас в любом случае для всех действуют одинаковые правила: мы вызываем милицию, оформляем заявление в прокуратуру и сообщаем о факте кражи на место работы задержанного.
Комментарий
Диана Галеева, психолог уральского психологического центра "ДАГАЗ":
- На самом деле клептомания - это довольно редко встречающееся заболевание, выраженное в навязчивом стремлении совершать кражи. Клептоман осознает, что совершает преступление, и, когда его уличают в воровстве, он всегда испытывает смущение или раскаяние, но в то же время чувствует, что не в состоянии себя контролировать, и не знает, почему это происходит. Краденое, как правило, для таких людей не имеет никакой ценности - удовлетворение приносит сам акт хищения. Самое главное для клептомана - чувство азарта, риска, вырабатываемый при этом адреналин.
Вообще же стоит сказать, что настоящих клептоманов очень мало - во всем мире людей с таким заболеванием насчитывается около 2%. Гораздо чаще встречаются люди, которые хотят выдать себя за клептоманов, совершая на самом деле обычное воровство.
Случай
Пожалуй, самый нелепый случай воровства, который запомнился сотрудникам службы безопасности торговой сети "Молния", произошел 2 года назад в преддверии Нового года. В одном из магазинов покупательница пыталась вынести из торгового зала неоплаченные товары общим весом 33 килограмма! На внутренней стороне шубы она специально нашила множество карманов, куда попыталась упрятать сахар, муку, макароны, колбасу и другие продукты.