Примерное время чтения: 5 минут
220

Троицкое трио

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33 15/08/2007

Галина, Николай, Артем. Имена можно еще дополнить Татьяной и Иваном. Все это одна большая семья Левшич, объединенная искусством. Но в настоящее время в Выставочном зале Челябинского отделения Союза художников России проходит выставка живописи и графики только семейного трио из города Троицка Челябинской области: Галины, Николая и их младшего сына Артема.

Семейные династии в среде людей искусства - дело достаточно обычное. Однако семья художников из Троицка никогда особенно не стремилась, чтобы дети шли их путем. Татьяна выбрала стезю организатора художественных салонов и выставок в Центральной России. Иван - один из ведущих архитекторов городка на Волге. В свое время еще студентом он разработал проект реконструкции исторической набережной Волги, который оценили даже самые именитые представители профессии. А Артем, получив историческое образование, не раздумывая, взял в руки этюдник и стал писать.

Раскрытие душ

Это сегодня Галина - художница, портрет из-под кисти которой считают за честь получить и депутаты Государственной думы, и жены миллионеров со столичной элитной Рублевки, и орденоносные генералы... А когда-то молодая девчонка из Самары только попав в ученицы знаменитого советского художника Фаворского, даже и помыслить не могла, что когда-нибудь выставки ее работ будут знаковыми событиями.

- Галина Михайловна, не кажется, что вам сегодня не хватает только какого-нибудь скандала? Столичный бомонд непременно бы это оценил...

- Зачем? Наоборот, иногда очень хочется, чтобы пресса меньше внимания уделяла моей персоне, а больше моим работам. Недавно в Самаре подняли большую шумиху после того, как на моей персональной выставке появился портрет одного из больших генералов. Журналисты побеседовали со мной о творчестве, я им много чего наговорила о скрытой сексуальности женского образа, о непонимании женского начала со стороны мужчин (Женская тема - одна из ключевых в творчестве Галины Левшич. - от автора), а они на все эти мои рассуждения наложили картинку с портретом известного генерала. Потом еще добавили своих смачных комментариев. Так что скандалы сами собой возникают. А мне они не нужны. Лезть на экраны телевидения, рассказывая в подробностях о своей личной жизни, развешивать по всем городам и весям биллборды со своей физиономией я не хочу и никогда не буду. И считаю, что тот из художников, кто это делает, вероятно, имеет недостаток таланта, работая кистью.

- Что наиболее сложно, когда пишется портрет?

- Написать портрет сложно в первую очередь психологически. Нужно убрать всё наносное в человеке - его социальный статус, маску, за которой он прячется. Нужно раздеть его душу. Это очень сложно, но именно в этом ценность портрета. Художник способен, работая над образом человека, раскрыть некоторые качества его характера, которые он скрывает даже от самого себя. Некоторые после того, как увидят свой портрет, решаются что-то изменить в себе.

Взгляд в историю

- Я в советские годы специально ходил по улицам и вычислял бородатых людей, - говорит Николай Сергеевич Левшич. - Любил их писать. Целая коллекция "бородатых" портретов у меня собралась. Потому что раньше ношение бороды было определенным знаком свободомыслия. Я никогда не забуду, что меня заставляли перед защитой диплома сбрить бороду, утверждая, что советские художники не имеют права так выглядеть. Дали защититься только тогда, когда из Москвы приехал один из именитых мастеров. Он был бородат, и это меня спасло, - смеется троицкий художник.

Сегодня Николай Сергеевич за бородатыми людьми по улицам не гоняется. Нет смысла: в современной России никакого свободомыслия в растительности на лице нет, и потому определить по этому признаку, личность перед тобой или просто модник, нет никакой возможности.

Николай Левшич известен как автор исторических полотен. Например, его портрет Емельяна Пугачева используют в качестве иллюстративного материала учителя, рассказывающие детям, каким он был - "народный царь".

- Николай Сергеевич, а есть ли исторические персонажи, которых вы бы ни за что не стали писать?

- Сталина и Гитлера никогда бы не стал. Неприятно. Мне даже за Пугачева-то было нелегко браться. Крови много. Но он был настоящим народным героем.

- Как вы думаете, художники будущего будут черпать вдохновение в нашем времени?

- Думаю, что да. Но вот как они будут его оценивать, что в нем видеть больше: трагедии или триумфа России, я сказать не могу. Наше время слишком неоднозначное.

Будущее семьи

- Весь талант нашей семьи сосредоточился в Артеме, - вместе говорят и Галина, и Николай Левшич. С этим сложно спорить, так как они оценивают своего сына в первую очередь не как родители, а как художники, которые долгое время занимались преподавательской деятельностью.

Артем молчалив. И это не творческая поза, он просто не любит много говорить. Может быть, именно поэтому, получив диплом историка, не пошел преподавать, а взялся за кисть. Его работы не стоят в тени картин знаменитых родителей. Даже на выставке, где из 185 представленных холстов кисти Артема принадлежат только 25, вам не удастся пройти мимо них. "У Артема очень мощные работы", - напишет в книге отзывов один из посетителей Выставочного зала, именитый южноуральский художник.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно