Мои плечи сами собой расправляются, нос пытается "нащупать" выгодный ракурс. Как ни крути, а интервью с самым красивым мужчиной мира обязывает соответствовать.
Волнение понятное, но, как выяснилось, абсолютно необязательное. Никакой тебе глянцевой надменности в глазах. "От пафоса и выпендрежа я излечился еще мальчишкой", - обаятельно улыбаясь, признается трехкратный чемпион мира по бодибилдингу, озерчанин Дмитрий Золин.
"Браво, русиа!"
- Дмитрий, ну каково это - чувствовать себя самым красивым мужчиной планеты?
- Взгляды и внимание поначалу льстили, конечно. Выходишь на сцену, улыбаешься, слышишь крики: "Браво, русиа!", и гордость разбирает. На пляже как-то подходит ко мне незнакомая дама: "Мой внук целый день на вас смотрит, кубики на прессе считает! Заявил, что хочет стать таким же!" Приятно, конечно. Но остро я это не воспринимаю. Может, привык: мне, знаете ли, уже 54, возраст весьма зрелый. Может, отчасти потому, что слишком тяжело дались эти победы. В 30 лет я едва не оказался прикованным к кровати инвалидом. Я тогда очень серьезно занимался штангой. На одной из тренировок рванул 145 кг, неловко шагнул, и все железо упало мне на голову.
Очнувшись, я встал и пошел домой. На следующий день - на тренировку. А через несколько дней у меня практически отнялась правая рука. Врачи, глядя на меня с ужасом, поставили диагноз: вывих шейного позвонка. Такой, что любой бы на моем месте был уже парализован. А я почти месяц железо тягал!
Словом, положили меня на вытяжку, затем на 8 месяцев упаковали в гипс. И при этом не давали никаких гарантий. А у меня жена! Детям одному 2 года, другому 4. Нельзя мне никак инвалидом. Из больницы вышел на своих ногах. Врачи успокоили: "Жить будешь, но о спорте забудь". К тому и шло. Задыхался от нескольких шагов. К тому же душило ощущение собственного бессилия. И вот тогда я побежал. Тихонько, вокруг дома. 100 метров. Потом 200. А через год пробежал 42 километра. И в душе осталось только одно сомнение - которое появилось, когда вечером, проходя мимо спортзала, услышал грохот железа.
Тренироваться начал тайком от жены. Было очень тяжело. И физически, и психологически. Приходилось преодолевать реальный, животный страх перед штангой. Жена узнала через несколько месяцев - заметила на запястьях красные полоски от накладок. Отругала, но поняла и поддержала. Своим возвращением я обязан и ее вере.
Не знаю, как бы сложилась моя карьера дальше, но после одного из выступлений подошли ко мне два латвийских парня. Поздоровались и спрашивают: "А ты себя в культуризме не пробовал? Генетика у тебя очень хорошая". Я про этот спорт мало что знал. В Союзе он был запрещен. Латыши оставили мне журналы, и я начал тренироваться сам, поддерживая с ними связь. В 1988-м занял первое место на чемпионате России по атлетической гимнастике - единственному виду спорта, максимально приближенному к "их" бодибилдингу. А в 1995-м впервые получил звание чемпиона мира.
Макияж для чемпиона
- Мне кажется, оценки на подобных соревнованиях довольно субъективны. Вас ведь не замеряют линейками!
- Победа зависит от многих факторов. Как-то после соревнований подошел ко мне один из членов жюри и деликатненько говорит: "Ты вообще себя со стороны во время выступления видел? Надо что-то делать с лицом!" После этого я неделю гримасничал перед зеркалом. Учился владеть эмоциями. Угрюмое лицо - самая распространенная ошибка спортсменов, особенно российских. Европейцы более раскованны в этом смысле. А что, если иногда подмигнуть кому-то из зала? Улыбнуться по возможности не натужной улыбкой? Мы ведь выходим зарядить зрителя энергией, а не показать, как нам было тяжело на тренировках. Важно чувствовать свой образ. Вот я, например, невысокого роста, и моя композиция должна быть более динамичной, чем у двухметрового спортсмена. И музыку я стараюсь подбирать с "изюминкой", чтобы, с одной стороны, слушать приятно, а с другой - сглаживались какие-то мелкие неточности.
- Как вы умудряетесь подбирать одежду себе по плечу?
- Проблема - пиджаки и костюмы. У меня в плечах 52-й размер, а в бедрах 48-й. Последний пиджак мне сшили в Греции, во время соревнований. А вообще-то стараюсь покупать трикотажные кофты и майки. Кстати, в одежде я выгляжу вполне адекватно (смеется).
- А как вы относитесь к женскому культуризму? Много знаете накачанных красавиц?
- Знаю и очень уважаю. Хотя мне больше по душе женственные девушки. Помню, в Англии мы с одной нашей спортсменкой ехали с соревнований на поезде. Она слегка расстегнула блузочку на груди, а там... Словом, англичанин, который напротив сидел, когда мускулатуру нашей блондинки увидел, рот открыл и за сердце схватился. Мы смеемся: "Ольга, не пугай мужика!"
Сейчас, кстати, от женского бодибилдинга отказываются в пользу фитнеса.
- А какие существуют закулисные хитрости? Вы ходите в солярий, чтобы выглядеть эффектно?
- Солярия тут недостаточно. Перед соревнованиями несколько недель жесткой высушивающей диеты. Пить практически нельзя - по стакану в день, не больше. Так мышцы выглядят рельефнее. Тяжело, но деваться некуда.
А перед выходом на сцену на тело накладывается специальный грим. Довольно дорогой, более 30 долларов за баночку, которой мне хватает на два раза, а более крупный спортсмен израсходует за раз. Кстати, однажды я проиграл на соревнованиях только потому, что наложил слишком светлый тон. Посмотрел потом запись - батюшки, так я ведь выгляжу совершенно плоским! С тех пор перед выступлением выхожу в зал, смотрю, какой свет.
Если уж мы об этом заговорили... Даже плавки надо выбирать правильно! Красные, к примеру, выглядят эффектно, но создают объем. А вот черные строго подчеркивают рельеф. Девушки, кстати, иногда рискуют выйти на сцену в бархатных купальниках, чтобы увеличить размер груди - она на фоне мускулатуры не видна практически. Но при этом добавляют себе сзади. Дело, знаете ли, тонкое.
- Раз уж мы затронули тему здоровья... Как этот спорт сказывается на мужской силе? Рассказывают столько страшных историй...
- Если с умом подходить и к спорту, и к питанию, то для здоровья это только плюс, для мужского в том числе. Куда опаснее ожирение в 35 лет и инфаркт в 40. Мне вот 54, а прекращать карьеру я не собираюсь. Чувствую себя отлично. Возрастных ограничений у нас не существует. Я знаю одного испанского спортсмена, который отлично смотрится на сцене, хотя уже разменял 68 лет! Он еще с Жаботинским и Власовым на Олимпиаде выступал 30 лет назад.
И еще один момент. Очень важен психологический настрой, то, как ты воспринимаешь себя в этом спорте. Я совершенно не боюсь постареть и потерять форму. Спорт научил меня дисциплине в хорошем смысле этого слова. Я умею и есть, пить в удовольствие, а не во вред.
Но бодибилдинг не стал смыслом моей жизни. Смысл жизни для меня - любящая и любимая семья: жена, дети, внуки. И если я смог поделиться своей энергией, умением ставить цель и добиваться ее с самыми близкими своими людьми, значит, моя жизнь и карьера удалась.