Челябинца Сергея Кондратцева заняться изучением этих формирований, которые враги называли «Снежными призраками» и «Белыми дьяволами», подвигла судьба его деда Николая Федоровича Мызгина, без вести пропавшего во время боев в Новгородской области. У дальних родственников сохранилось письмо с фронта, из которого следовало, что он воевал в составе 248 отдельного лыжного батальона. В составе 1-й Ударной армии батальон бился с врагом с марта 1942 года, но немногим более чем через месяц прекратил свое существование, потеряв убитыми, ранеными и пропавшими без вести почти весь личный состав.
Изучая архивы, Сергей Кондратцев установил, что на базе 21 запасной стрелковой бригады, дислоцирующейся в Челябинске, были сформированы семь запасных лыжных полков, которые сформировали и направили на фронт около 50 лыжных батальонов, 5 бригад и маршевые роты общей численностью около 50 тысяч человек. Большая часть их погибла или пропала без вести. Были факты гибели батальонов почти в полном составе за очень короткое время.
Из военного лагеря «Шершни», дислоцирующего в одноименном поселке (там и сейчас кое-где видны развалившиеся окопы, ямы из-под землянок), зимой 1942- 43 годов ушли 14 и 15 отдельные лыжные бригады, участвовавшие в разгроме окруженной Демянской группировки вермахта, а также 16, 17 и 18 бригады, громившие гитлеровцев под Сталинградом.
Отбор в лыжные батальоны проводился даже более тщательно, чем в стрелковые части. Не случайно их подготовку проверил в декабре 1941 года лично представитель Государственного Комитета Обороны Клим Ворошилов, инспектирующий запасные лыжные полки, в том числе и лагерь «Шершни». Лучших воинов, чем уральцы и сибиряки, закаленные капризным климатом края, в Красной Армии было не найти.
Лыжники часто уходили в дальние рейды по тылам противника, порой надолго, на две и даже три недели, за 200 – 250 км. Громили гарнизоны и базы противника, минировали дороги, устраивали засады. Это были очень трудные походы. Если везло, то приходили хоть и смертельно уставшие, но живые и здоровые. Бывало, попадали в засады и теряли убитыми и ранеными по 30 – 40 человек. Случалось, уходили и не возвращались.
- Выдержка и выносливость требовалась на войне от всех без исключения, и все-таки для лыжников некоторые испытания были особенно тяжелыми, - рассказывает Сергей Кондратцев. – Ветераны утверждали, что после изнурительных, изматывающих переходов участвовать в бою, в прямом столкновении было облегчением. В морозы бойцы-лыжники нередко ночевали под открытым небом, у них не было сил даже снеговую яму вырыть. В лучшем случае спали в шалаше из веток. И очень редко - под крышей. Действуя часто в глубоком тылу противника, ели мёрзлый хлеб, галеты и консервы. Полноценно не спали. Операции проводили главным образом ночью, а днем чаще всего это был не сон, а короткий отдых.
К моменту расформирования в лыжных батальонах и бригадах обычно оставалось по 40-80 бойцов. Похоронки домой высылались редко, документы по учету личного состава и боевые документы часто терялись, т.к. многие подразделения погибали вместе со штабами.
1 октября 2011 года исполнится 70 лет с начала формирования первых отдельных лыжных батальонов Красной армии. Наши соседи, свердловчане и курганцы, установили памятники своим землякам-лыжникам.
- Надеюсь, что с помощью губернатора Челябинской области, депутатов Законодательного собрания Челябинской области, партии «Единая Россия» и пожертвований физических и юридических лиц и у нас на месте их формирования в п. Шершни появится народный памятник бойцам южноуральских лыжных батальонов и бригад и восстановленный музей Уральских лыжных батальонов. А вообще нашей области давно нужен музей Великой отечественной войны, что бы вместе с годами не ушла и Память, – считает Сергей Кондратцев и обращается за помощью в сборе материалов по восстановлению памяти бойцов отдельных лыжных батальонов и бригад к фронтовикам, их детям, внукам и правнукам.
Звонить можно оп телефону 8-351-90-34-876
Смотрите также:
- Семеро смелых. Далеко не все подвиги южноуральцев на войне стали известными →
- «Я был на Бородино». Ветеран отметил 100-летний юбилей →
- Назад в будущее. Новая коллекция «Ордена СССР» →