Эту технологию он назвал «Духовные скрепы». Суть в том, что человек должен обладать большим количеством положительных качеств, которые и будут скреплять его с другими хорошими людьми.
Считаем поступки
- Сергей Григорьевич, вы так сильно беспокоитесь за судьбу подрастающего поколения?
Утрачена система ценностей. Из-за этого повысился уровень жестокости и агрессивности во всём мире, особенно в детской среде. Вы слышали ту историю, когда воспитанники одного из челябинских детдомов на субботнике связали руки девятилетней девочке, затолкали её в мешок с битым стеклом и выбросили на помойку? Ей, к счастью, удалось выбраться и вернуться в «воспитательное» учреждение. Однако издевательства продолжились, в результате после нервного срыва девочка-таки попала в больницу. Подобных случаев пугающе много.
Эффект Герострата
- Почему же их много, по вашему мнению?
- Всё дело в так называемом эффекте Герострата: не умею проявить себя в хорошем - проявляю себя в плохом. Вот мы и получаем вместо доброго поступка - злой, вместо толерантности - агрессию, вместо честности - коррупцию. А ведь это мы сами, взрослые, подаём детям примеры, как проявить себя в плохом. Мы сами виноваты. Мы уделяем детям мало времени.
- Но наши дети ходят в детские сады и школы, и мы надеемся, что там их тоже воспитывают.
- Порой зря надеемся. Родители мне жалуются, что в детсаду лишь присматривают за детьми, а должны социализировать. Но эту задачу перед ними никто и не ставит! Стимулирующие доплаты для руководителей детсадов определяются по 27 показателям, но среди них нет ни одного, который хоть как-то касался бы воспитанности детей. Зачем же работать на показатель, о котором никто не спрашивает?
Наши школы и вузы тоже не воспитывают в полной мере. Как-то министр образования страны заявил, что мы должны сделать выпускников успешными, эффективными. Да, профессиональные навыки важны. Но важно ещё, чтобы выпускник был правильно воспитан, социализован, считался с общественными запросами, интересами других людей. Иначе мы получим «успешных мерзавцев».
Не сползать к плохому
- Как надо правильно воспитывать?
- Не просто проводить классные часы о любви и дружбе и читать литературу, а инициировать в поведении ребёнка позитивные поступки. Когда мой сын был ещё маленьким и отправлялся в школу, я говорил ему: «Вечером расскажешь мне, сколько хороших поступков в течение дня ты совершил!» В голове у него, как гвоздь, сидела мысль о том, что вечером папа спросит про дела, и время от времени он возвращался к ней и оценивал совершённые поступки.
- А воспитание и воспитанность чем можно измерить?
- Не только можно, но и нужно! Даём задание: сначала каждый должен написать список качеств, которые считает важными для своего возраста. При этом список качеств определяется с учётом гендерности, принадлежности к полу. Скажем, для мальчиков это могут быть мужественность и уверенность, а для девушек - забота о детях, нежность и т. д. Затем в соответствии со своим списком каждый должен попробовать оценить сверстников по степени выраженности у них этих качеств. И выясняется удивительная вещь: оказывается, что любого можно измерить, оценить! Через какое-то время подобное занятие можно повторить, чтобы отследить ситуацию в динамике.
И вообще, каждый новый учебный год я предложил бы начинать с опросов детей не о том, как они провели лето, а о том, какие качества они хотели бы приобрести в течение года все вместе и каждый в отдельности, какие качества, на их взгляд, скрепляют их отношения. Моя методика - своего рода инструмент, благодаря которому можно выявить точку, когда у ребёнка начинается увеличение хорошего или сползание к чему-нибудь плохому.
Воспитывать яйцо или курицу?
- Вы проводите совместные собрания для педагогов и родителей…
- Я начинаю собрание с вопроса, адресованного родителям: «Вы хотите, чтобы ваши дети были счастливыми?» - «Конечно», - все отвечают. А потом я спрашиваю, какой смысл собравшиеся взрослые вкладывают в слово «счастье». Оказывается, что для одних счастье - это квартира, для других - дача и машина, для третьих - стабильная зарплата. Получается, что для счастья современному человеку достаточно иметь хоть какую-то собственность и высокую зарплату. Потребительское у нас нынче счастье. Кусочек этой культуры мы позаимствовали по недоумию с Запада, где всегда господствовала культура потребления.
На самом деле счастливым может быть не только человек с высокой зарплатой, с автомобилем и с 200-метровой квартирой. Счастливый человек - это человек, которого все любят, уважают, награждают. А за что любят и хвалят? За что приглашают в гости? За то, что он хороший! Хороший значит обладающий какими-то позитивными качествами. Вот эти самые позитивные качества, такие как верность, жизнерадостность, забота о людях, сострадание, великодушие, пунктуальность и другие, и нужно воспитывать в детях! Причём делать это педагоги и родители должны сообща. Строить счастье детей и, следовательно, будущее страны!
- Выходит, воспитывать надо не детей, а прежде всего взрослых?
- Извечный вопрос: что было сначала - яйцо или курица? Воспитывать надо и тех, и других. Но мы можем воздействовать на семью через ребёнка. Я этот принцип назвал «инфантоинтервенция», то есть интервенция в семью через ребёнка. Доказано, что возраст от трёх до семи лет - самый важный в становлении и оформлении личности. Ребёнок в этом возрасте как зеркало. Если утром в понедельник дети в детском саду кубиками чокаются, значит, накануне у родителей были посиделки. А тут я даю каждому малышу задание, он приходит домой и говорит: «Мне нужно принести в группу фотографию, на которой отражено моё трудолюбие». И перед родителями встаёт выбор: выпить сегодня, поваляться перед телевизором или помочь ребёнку сфотографироваться.
Вообще, у каждого человека есть выбор. Знаете притчу? Два первобытных человека идут по болоту. Один встал на правильную кочку, а второй - на неправильную. Конечно, второй утонул. Мы с вами - потомки того, кто сделал правильный выбор. И если мы хотим, чтоб наши дети были счастливыми и правильно воспитанными, мы прежде всего сами должны сделать правильный выбор.
Смотрите также:
- К роли бабушки готова.Кристина Орбакайте - о детях, традициях и воспитании →
- Как заинтересовать ребенка учебой: советы челябинского психолога →
- Как помочь ребёнку расстаться с каникулами? →