На рыбалку на «амфибии»: у жителя Троицка в автопарке 40 раритетных автомобилей

Фото Надежды Уваровой и из архива Михаила Зверева
Троицк, 21 мая - АиФ-Челябинск.

– Все увлечения родом из детства, – сорокалетний реставратор уверен: на его хобби повлияли занятия в станции юных техников, – картинги собирал, ездили на них потом. Школу закончил, поступил в ветеринарный институт, но руки привыкли к железу и солярке – так и не стал работать по профессии.

   
   

Из горки сделал машину

Михаил со своим сыном, девятиклассником Яном, восстанавливает старинные советские машины. Говорит, первым случайно купил по цене металлолома ГАЗ-69, его везли сдавать в цветмет. Жалко стало, предложил чуть большую цену, увез на прицепе. Правда, пока не дошли руки, не восстановил. Как-то так получилось, что другим раритетам внимание отдал, и сейчас в гараже Зверевых красуются «Москвичи», «Победы», а также десятки мотоциклов.

– Меня спрашивают, сколько у тебя машин? – смеется Михаил. – А я говорю, ну как тут посчитать? Чтобы собрать детали на одну машину, надо, как минимум, две-три других, так называемых «донора». Машин, наверно, штук сорок, но на ходу десятка полтора. Вот они все, около дома стоят.

– Это непередаваемо, когда ты заканчиваешь восстановление модели, – Михаил с нескрываемым удовольствием смотрит на ярко-рыжий «четыреста третий» «Москвич». – Я иногда на нем езжу в магазин за продуктами. Весь город головы свернет, провожает нас взглядом. Мальчишки руками вслед машут, бизнесменам их крутые джипы, по глазам вижу, кажутся уже менее крутыми, сигналят, радуются. Специально выкрасил ее в добрый цвет, яркий, приятный глазу. Такое ощущение, что здесь стоит гидроусилитель руля, хорошо раньше, конечно, делали. А я поддаю газа, километров до семидесяти разгоняюсь, и думаю: завтра на мотоцикле 70-го года выпуска прокачусь, пусть удивляются.

А эту машину я выкупил у знакомых, в экспортном исполнении, шестьдесят третьего года выпуска. Она стояла у них до дворе, зимой превращали в горку. Дети по ней катались, прыгали, вся была ржавая, капот мятый. Привез в гараж, всю разобрал. Прикинул, каких деталей не хватает, что смогу сам сделать, что придется докупить, как буду кузов выправлять. Попотел с ней, конечно, зато теперь своим ходом езжу на ней даже в Челябинск, недавно вот на автовыставке был.

«Как будто в компьютерную игру играешь»

Когда автолюбитель пересаживается из современной машины в восстановленный раритет, признается, ощущения – как будто в компьютерную игру играет. Кажется, стоит сесть за руль «Победы» или «Запорожца», как будто попадаешь в другую реальность.

– А это транспортер переднего края, – Михаил показывает на машину с красным крестом на борту, – сокращенно ТПК. Вот на нем я с друзьями на рыбалку езжу. Борт, который спроектирован для отражения возможных путь противника, откидываем, садимся вчетвером, удочки закидываем – красота. Машину в городе прозвали «амфибией», она плавучая, на воде держит, жаль, сейчас все тиной да камышами заросло, откладывается рыбалочка до лета. Гаишники как-то стояли, мы выплываем с озера, те не поймут, толи плот это, толи лодка подводная. Машину эту делали по заказу ВДВ, выпускали с середины семидесятых годов. Нашел ее полуразобранной, все алюминиевые детали были сданы в цветмет. Я так загорелся, иной раз годами восстанавливаешь машину, а на эту санитарную машину ушло всего три месяца.

   
   

Сейчас ждут своей очереди «Москвич-401», «горбатый» запорожец, мопед и ЛУАЗ. Уже вовсю помогает в хозяйстве польский грузовой «Жук», «жучок», как любя называет его Михаил. Говорит, самое сложное – найти оригинальные запчасти, потому как «новоделом» Зверев не увлекается, иной раз находит корпуса автомобилей на свалке.

Материал по теме: Челябинец собрал коллекцию старинных автомобилей >>>

Друг Михаила, Андрей Духов, иной раз помогает придать груде металлолома шик и блеск. Говорит, в старых автомобилях, конечно, нет особого комфорта, но чувствуется: здесь все проектировалось на века.

 

А первый учитель Михаила, Владимир Крупских, с гордостью рассказывает, что не только Звереву смог привить любовь к машинам. Его брат «помешался» на мотоциклах, есть в Троицке даже изобретатели самолетов. Миша был в детстве лидером. В кружке у него была своя «бригада» восстановителей. А вообще, это не только гордость, но и редкость: Владимир говорит, восстановление – это не только сложно, но и дорого. Потому у Зверева ничего не вышло бы, если б не поддержка семьи: иной раз машину за пять тысяч купит, а в восстановление вложит двести пять. Не фанатам этого никогда не понять.

Смотрите также: