Челябинцы замечают: город становится некрасивым и серым. Почему?
Видимость и реальность
«Город грязный, мало цветов, особенно у нас на Северо-Западе, - жалуется челябинец Владимир Васильевич. Не пойму, куда деньги уходят? Был проездом в Уфе, Самаре, в соседнем Оренбурге. Походил по городу, там на каждом перекрёстке зелень. Цветы везде на остановках, и разнообразие такое, целые цветочные конструкции. Настроение сразу поднимается. За родной Челябинск обидно: почему у нас такого нет?»
Чиновники так и не научились ценить зелёные «лёгкие» города. На место «дорожной революции» пришла строительная. В то время деревья массово признавали больными или сухостоем и вырубали без всяких сожалений и ответственности, сегодня застройщики платят компенсацию за срубленные насаждения. Однако узнать, как и на что эти деньги расходуются, не представляется возможным.
«Это тайна, покрытая мраком, - заявляет Андрей ТАЛЕВЛИН, руководитель челябинского регионального фонда защиты окружающей среды «За природу». - Мы дважды обращались в администрацию с просьбой рассказать, что представляют собой компенсационные высадки, какой бюджет на год по озеленению. Внятного ответа не получили. Политика в этой сфере настолько непрозрачная, что проконтролировать деятельность по озеленению невозможно».
В защиту позиции господина Талевлина стоит отметить, что даже в принятом бюджете Челябинска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 гг. такой строки, как благоустройство и озеленение, не существует. В городской думе пояснили:
«Затраты на озеленение частично отнесены к расходам ЖКХ, частично входят в другие подразделы. Более того, после реформы МСУ эти цифры разделены на семь городских районов, и точные данные возможно получить только после сложных расчётов».
За обтекаемыми формулировками «скрывается» и городское управление экологии. На простой вопрос, где были произведены компенсационные высадки, мы получили такой ответ:
«Закладка скверов, парков, посадка деревьев и других зелёных насаждений осуществляется в соответствии с генеральным планом развития города, - отвечает Сергей АНТИПОВ, начальник управления экологии и природопользования администрации Челябинска, - на территориях, свободных от перспективной застройки. При определении мест для высадки деревьев учитывается наличие подземных коммуникаций и их охранных зон».
«Выходит, озеленяют окраины, в то время как буферных зон, отделяющих проезжую часть от жилых зон, становится всё меньше, - продолжает Талевлин. - А кто-нибудь за последнее время видел отчёты управления или «Горзеленстроя», где были бы представлены показатели эффективности мероприятий по озеленению? Последний раз комплексную оценку проводили ещё при Тарасове, где прописывали обеспеченность зелёными насаждениями на одного человека по каждому из районов. Сейчас таких данных в открытом доступе нет. Проблема в том, что нет и нормальной программы по озеленению с целями, задачами и результатом».
Играют по-крупному
В этом году высадка цветов, кустарников и деревьев в Челябинске началась с большим опозданием: вместо мая оформлением клумб занялись ближе к августу. Напомним, на старте сезона по инициативе общественников был приостановлен контракт на озеленение города, который администрация заключила с единственной компанией, заявившейся на конкурс - ООО «Челябгорзеленстрой». Заявка общей стоимостью 98,2 млн рублей включала широкий спектр работ по посадке, уборке и содержанию всех скверов и парков города. Средний и малый бизнес просто не имел финансовых возможностей претендовать на участие в тендере. Общественники считают, это было сделано специально.
«В 2014 году мы оспаривали подобный контракт с «Горзеленстроем», - заявляет Вадим АЛЕКСЕЕВ, заместитель председателя Комитета народного контроля. - Тогда и сейчас администрация все работы сваливает в одну кучу: цветы, газоны, уборка мусора, фонтанов и прочее. В итоге в конкурсной документации они не изменили ни запятой. А потом выставляют общественников крайними: мол, город останется без цветов, и заставляют выбирать - «Горзеленстрой» или ничего. А на что потратили год? По сути, чиновники обслуживают конкретных бизнесменов, снабжая их муниципальными контрактами. А малый бизнес пусть себе погибает». Интересно, что за те деньги, которые «Горзеленстрой» получил на клумбы в этом году, можно было в два раза увеличить площадь посадки.
По словам Марины ВАЛЕЕВОЙ, начальника производственного участка ООО «Горзеленстрой», на цветнике в районе ЧМЗ (по дороге в аэропорт) высажено 62 тысячи штук рассады, одна штука стоит порядка 20 рублей. Значит, за клумбу город заплатил 1,2 млн рублей. Однако в другом частном тепличном хозяйстве Челябинска, к примеру, бархатцы (тагетсы), которые использовались при устройстве этого цветника, стоят 10-12 рублей за саженец.
«Разница в условии производства, - говорит Ирина ВОЛДИНА, директор челябинской агрофирмы «Время цветов». - Если у нас начальник один, он же начальник производства, там структура гораздо серьёзнее, и всем нужно платить. Рассаду мы поставляем коммерческим организациям, в школы, детские сады, институт культуры у нас покупает саженцы, но с муниципалитетом работать не приходилось». Многие эксперты сходятся во мнении, что усилий, направленных на благоустройство и озеленение города, прилагается недостаточно. Информация о высадках закрытая, поддерживается монополия и отсутствует чёткая политика, направленная на конкретный результат, а порой просто не хватает грамотного подхода.
Взгляд
Александр ПОЛОЗОВ, блогер- урбанист:
«Если посмотреть те самые «добрые дела», под которые в Челябинске каждому району выделено 30 млн рублей, то львиная доля будет потрачена не на то, чтобы озеленить эти районы, а на то, чтобы скосить траву и обрезать лишнюю растительность. Дейст-вия противоположные. И здесь кроется главная проблема. Челябинск за последнее десятилетие отошёл от схемы озеленения. Наше зелёное хозяйство осталось, по сути, ещё с советских времён, когда деревья высаживали согласно нормам, стандартам и правилам. Сегодня ревизию этого оставшегося хозяйства давно никто не проводит. Мы видим, что некие уголки города неконтролируемо заросли, другие полностью закатаны в асфальт. У нас нет понимания, как быть с созданием нового облика, зелёной карты города.
Нам говорят про какие-то компенсационные посадки, которые в принципе можно увидеть (на Университетской набережной, в районе Тополиной аллеи), но они носят точечный характер, это несистемная работа. В городах, которые аналогичны Челябинску по размеру, по производственному потенциалу, давно существуют математически выстроенные схемы озеленения. К примеру, Питсбург в США - такая же металлургическая столица. Там городская комиссия разработала точную модель озеленения. Они подсчитали, где в городе нужны высадки, какими породами, с какой частотой посадок с перспективой на определённое количество лет. Показательно, что, когда питсбургская делегация приехала в Челябинск делиться своим опытом (я лично брал интервью у этих людей), из администрации Челябинска, несмотря на приглашение, не пришёл никто».
Комментарий
Вера МЕРКЕР, дендролог, директор ботанического сада ЧелГУ:
«Я была свидетелем того, как копали землю под посадку боярышника. Корневая система была обрублена на расстоянии 10 см от ствола, и такие деревья высотой 2,5-3 метра пытались высаживать. Конечно, там практически нулевой процент приживаемости. Должен быть индивидуальный подход к видам древесных растений, а этой информацией не все обладают. При таком количестве посадочного материала, с которым работает «Горзеленстрой» (тысячами штук высаживают), приживаемость никто не отслеживает. Визуально мы видим, что процент выпада (неприжившиеся растения. - Ред.) очень большой, но никто за это не отвечает. И должного ухода за древесными растениями у нас нет, поэтому много аварийных деревьев, наклонённых, разваливающихся, ветровальных и сухих. То, что высадка и содержание зелёных насаждений находятся в одних руках, одного предприятия - это вообще нонсенс. Ведь в городе есть масса специалистов, которые в состоянии эти вопросы решать».
Смотрите также:
- Единогласно против: итоги «зелёной революции» - от читателей →
- Не утонуть в медицинских отходах →
- Чистая правда о чистоте →