Учить по-южноуральски. В чём советская система образования была лучше?

   
   

В этом году лучшим учителем в Челябинске стал учитель информатики школы № 153 Андрей РОГОВ. Не испортил ли Интернет современным детям тягу к знаниям? В чём советская система образования была лучше нынешней, а в чём хуже? Вернётся ли спор между физиками и лириками, только теперь на новом уровне? Об этом наш разговор.

Вкалывают роботы?

- Это правда, что во время конкурса вы использовали роботов? Видимо, это и произвело впечатление на жюри?

- Да, верно, я задействовал роботов, причём не только на уроке с детьми, но и на так называемой педагогической мастерской. Взрослым я демонстрировал все возможности роботов, а на уроке с детьми мои механизмы ставили ребятам оценки. Конструировать приходится самому. Использую в качестве основы лего-роботов. В лицеях и гимназиях это не редкость, но я преподаю в обычной школе. Тем не менее убеждён, что и в среднестатистической школе можно получить прекрасные знания. Всё зависит от кадров.

- Однако даже в советское время родители знали, какая школа лучше, какая хуже.

- Своеобразный рейтинг, конечно, существует. Есть официальные оценки, куда входят результаты ЕГЭ, победы на олимпиадах, прочее, но существуют и неформальные показатели, где мнения родителей играют большую роль. Это было в советские времена, есть и сейчас.

А вот дети, я бы сказал, не сильно отличаются. У меня был урок в лицее № 102, где проходил конкурс, обсуждали с ребятами тему «Всегда ли правы взрослые?». Так я не заметил какого-то отличия от моих учеников. Конечно, в лицеях и гимназиях финансы позволяют размещать больше предметных лабораторий. Но, если в обычной школе учитель добивается каких-то серьёзных результатов, ему проще получить финансирование различных проектов. Кстати, победы на олимпиадах прямой материальной выгоды самой школе не несут. Дети получают какие-то призы от организаторов, а вот школы - только моральное удовлетворение.

   
   

- Но материальное вознаграждение не менее важно. Как относитесь к новой системе начисления заработной платы педагогам, когда она разделена на базовую и стимулирующую части?

- Мне лично такая система по душе, потому что активные учителя действительно поощряются. Так что работать получается не только ради кубков и грамот. Новая система, вероятно, привлекает и новые кадры. По крайней мере, в нашу школу каждый год приходит по двое-трое молодых специалистов. Не все, конечно, остаются, но всё же. Но вот женщин среди педагогов всё ещё большинство - тут перемен нет.

Клипы и понятия

- Сейчас дети, если нужна какая-то информация, не затрудняются серьёзным изучением вопроса - достаточно воспользоваться Интернетом. Нет ли опасности в таком поверхностном подходе?

- Понимаете, у советских детей было понятийное мышление, а у современных - клиповое. В этом есть и плюсы, потому что клиповое мышление позволяет быстрее сориентироваться, приспособиться к новым условиям. Увы, есть и минусы, так как не происходит глубокого понимания. Думаю, надо совмещать оба подхода и применять их в разных ситуациях по обстановке.

- Вы учитель информатики, а сами в детстве сидели за книгами? Современных детей нередко обвиняют в том, что они не берут в руки книги.

- Я ведь учился в сельской школе и всё своё детство провёл за книгами. У нас была неплохая сельская библиотека, да и дома собрали хорошую коллекцию. Мои родители были педагогами. Они, кстати, и стали моими лучшими учителями, помогли развить интерес к физике и информатике.

- Верно ли, что есть разрыв в уровне подготовки в сельских и городских школах?

- Есть, но я не стал бы его преувеличивать. Есть очень сильные сельские школы - в Степном, например. Тамошние ученики одерживали победы на международных олимпиадах по робототехнике. Некоторый разрыв есть, но сформировался он не сейчас, а ещё во времена СССР.

- Как считаете, в чём были плюсы и минусы советской системы образования?

- Сильной стороной советской системы было то, что люди понимали, чего хотят. В большинстве случаев не было такого, что выпускник школысовершенно не понимал, куда ему дальше идти. С другой стороны, задача современной системы образования - помочь человеку сориентироваться в быстро меняющемся мире. Советская система была более фундаментальной, потому что все были уверены: и через 15 лет ничего принципиально не изменится. Сейчас подобная незыблемость попросту нереальна, и родителям иной раз очень трудно сориентироваться, какая профессия гарантирует ребёнку хорошую зарплату.

- В 60-е годы был спор физиков и лириков, сейчас он поменялся на спор экономистов и инженеров. Власти призывают осваивать технические и рабочие специальности. Действуют ли на детей такие призывы?

- Я тоже стараюсь донести до учеников, что вырос спрос на технические специальности. Тем не менее предубеждение есть. Многие дети просто не представляют, как работают современные предприятия. Заводы в их понимании - это грязные, тёмные помещения, где работают механизмы невесть каких времён. Есть, конечно, и такие, но всё-таки современное производство изменилось. Объясняешь всё это, но приходится слышать в ответ: «Не-е, я лучше в дизайнеры».

Но есть и примеры, когда выбор всё-таки падает на техническую специальность. Один мой ученик всё убеждал меня, что информатика ему не пригодится, так как он собирается поступать в музыкальную академию. Но в итоге стал специалистом по защите информации и не жалеет об этом.

Нового не боимся

- Среди победителей общероссийских конкурсов «Учитель года» немало южноуральцев. А существует ли южноуральская педагогическая школа?

- Наш регион в этом плане всегда был одним из сильнейших в России. Не рискну заявить, что есть какая-то особенная южноуральская школа, но мы, например, всегда не боялись инноваций, откликались на какие-то новые идеи, предложения. Челябинская область первой ввела ЕГЭ, многие стандарты по госэкзаменам. Также у нас давние традиции наставничества.

Многие наши учителя становятся лучшими. Это объясняется во многом и тем, что в области действует «Школа молодого учителя», где люди могут обмениваться опытом, работают над смелыми проектами - если у кого-то есть дельные идеи, его всегда поддержат, помогут. Учителя ведь тоже учатся, и для нас есть свои оценки.

Смотрите также: