«Окон жизни» не будет. Челябинские активисты выступили против бэби-боксов

1. Слева направо: Юлия Зимова, член Общественной палаты РФ, Александр Свинин, модератор диалога, Елена Котова, руководитель проекта «Колыбель надежды». © / фото Марии Бондаревской / АиФ

Общественные слушания по вопросу установки в Челябинске бэби–боксов состоялись 13 августа в рамках форума активных граждан «Сообщество». Модератором диалога выступил руководитель проекта Общественной палаты РФ «Перспектива» Александр Свинин. Он сразу отметил особенность мероприятия:

   
   

«Вчера у нас прошёл замечательный интересный с коллегами из Челябинской области круглый стол о том, насколько общественность, власть готовы к реализации подобного проекта в Челябинской области. Там была высказана такая позиция, что в Челябинской области данный проект, возможно, не актуален. Поэтому сегодня мы не обсуждаем Челябинскую область, это слушания всей Общественной палаты, всей страны, мы поговорим об общих принципах организации данного проекта в стране».

Несмотря на корректировку темы, взгляды челябинских общественников остались неизменными. По их мнению, внедрение беби–боксов может перечеркнуть всю проводившуюся до этого социальную политику и оказать негативное влияние на общество в долгосрочной перспективе. При этом активисты заявляют и о низкой эффективности самого проекта.

«На заре своей деятельности я думала, что это действительно выход, действительно привлекательная идея, но чем глубже я вникала в саму суть, тем больше эволюционировало моё мнение и моё понимание этого всего процесса. В Челябинской области произошло два случая в этом году: в Аше мама убила ребёночка и в Полетаево. Я общалась с последней, с Олесей, я понимаю, что такое Полетаево и что такое Аша. Я не знаю, сколько бэби–боксов надо нам наставить: Олеся родила, когда шла с работы, и представить себе, что она куда–то поедет, повезёт ребёнка, невозможно. К тому же нужно будет как–то рассказать об этих бэби–боксах, как–то их прорекламировать, и, мне кажется, в этом присутствует некая аморальность», — считает уполномоченный по правам ребёнка в Челябинской области Маргарита Павлова.

Выступление Маргариты Павловой. Фото Марии Бондаревской

Однако у тех, кто защищает проект «Колыбель надежды» свой взгляд на установку бэби–боксов. Они считают, что это не что иное, как защита прав человека, и в современных условиях будет актуально и востребовано:

«У нас делают аборты, оставляют детей, и с такими матерями практически никто не разговаривает, кроме тех, кто работает в НКО и кризисных центрах. Не забывайте, что у нас сейчас в стране достаточно сложная экономическая ситуация. При этом я знаю о позитивном опыте в Европе. Я знаю о тех людях, которые дошли до бэби–бокса, но позвонили по одному из номеров поддержки и не оставили ребёнка. Бэби–бокс — это последний крайний вариант», — уверена член Общественной палаты РФ Юлия Зимова.

Особый интерес к проекту вызван пикетом против бэби–боксов, который прошёл в день слушаний перед зданием отеля Radisson Blu.

   
   
Выступление Юлии Зимовой Фото Марии Бондаревской

Организатором выступило Родительское Всероссийское Сопротивление. Его представитель Екатерина Забачёва уверена, что установку «окон жизни» можно приравнять к рекламе комфортного избавления от детей:

«Инициаторы проекта «окон жизни» совершают, по нашему мнению, манипуляцию общественным сознанием. Не случайно в последнее время мы являемся свидетелями массированной информационной атаки о зверских убийствах нерадивыми мамашами своих младенцев, однако количество подобных убийств, согласно статистике, уменьшается. Загадочным образом сразу появляется решение этой проблемы в виде бэби–боксов, хотя все рассуждения ведутся в одной плоскости, как будто это единственный выход из ситуации. Мы предлагаем посмотреть на этот вопрос более широко: нет никакой связи между убийством — инфантицидом — и бэби– боксами».

По ходу дискуссии выявлялось всё большее недопонимание друг друга представителями двух полярных позиций. Первый из спорных моментов — цена вопроса. По заявлениям челябинских общественников, цена бэби–бокса без учёта обслуживания составляет 800 тыс. рублей, хотя по заверениям руководителя «Колыбели надежды» Елены Котовой стоит он не более 200 тыс., а обслуживания не требуется вовсе. При этом собирать деньги планируется с помощью пожертвований, и никаких отчислений из госбюджета проводиться не будет. Равно как и того, что установка бэби–боксов будет заменять существующие меры поддержки беременных женщин и матерей. Защитники проекта «Колыбель надежды» не раз подчёркивали, что все подобные меры должны приниматься в системе, чтобы обеспечить их большую эффективность.

5. Психолог Алла Осипова призвала всех дискутирующих вспомнить о любви и доброте. Для этого она раздала бумажные ключики-поделки, на которых написаны слова «добро», «любовь», «доверие». Фотоо Марии Бондаревской

Подобное непонимание может быть вызвано неудачным опытом установки бэби–боксов в соседних регионах. В Тюмени на «окнах надежды» не только написали номера полиции и службы опеки, но и установили видеокамеру, а в Екатеринбурге бэби–бокс установили на главной улице города, где из–за обилия прохожих незаметно оставить ребёнка просто невозможно.

Несмотря на то, что дискуссия продолжалась более трёх часов, у слушателей ещё остались неразрешённые вопросы. Но и цель обсуждения была достигнута: челябинские общественники предложили множество альтернатив неоднозначной инициативе, от введения в школах уроков этики и психологии семейной жизни и рекламы традиционной семьи до возрождения общественного сознания.

Смотрите также: