Можно ли утонуть в радиоволнах?

   
   

Сегодня наш собеседник - заведующий кафедрой «Конструирование и производство радиотехники» ЮУрГУ, доктор технических наук, действительный член Академии инженерных наук РФ, профессор Николай Войтович. На протяжении вот уже нескольких десятков лет он конструирует различные радиосистемы, в том числе и для авиации.

Операция в Долине смерти

- Всё, что связано с радиотехникой и навигацией, особенно во времена СССР, наверняка имело прямое отношение к оборонке. Ваши работы тоже относились к гостайне?

- Я работал в институте измерительной техники, но тогда он был известен лишь под номером почтового ящика - № 62. Сейчас-то это, конечно, уже акционерное общество. Начинал с инженера, а занимался вопросами распространения радиомагнитных волн на пути от передатчика до приёмника. Это имеет большое значение, если речь идёт о так называемой слепой посадке самолёта. Одна из первых работ - маяк для посадки самолёта на местности со сложным рельефом.

- Получается, что такой маяк может уберечь от крушения?

- Сводит риск к минимуму. Испытывали мы его в Монголии, в Долине смерти - туда в древние времена уходили умирать старики, если чувствовали, что становятся в тягость. Советские специалисты разместили там аэродром. Испытания моей антенны «Ковыль» прошли успешно, она спасла жизнь молодому пилоту, который потерял ориентировку во время полёта над Каспийским морем. А за три месяца до нашего приезда на том же аэродроме разбился целый экипаж - будь там антенна, подобной трагедии бы не произошло.

- Ваши антенны до сих пор работают? Или это были экспериментальные разработки?

   
   

- Работают, и ещё как! Например, в киевском аэропорту Борисполь, на авианосце «Адмирал Кузнецов». Я также принимал участие в создании радиолокационной антенны для контроля за полётом «Бурана».

- Наверняка как специалист вы можете прокомментировать трагедию под Смоленском, где разбился самолёт с польским президентом. В чем же была причина трагедии?

- На смоленском аэродроме не было системы посадки - посадочные маяки спасли бы ситуацию (этот военный аэродром не оборудован системой, позволяющей самолётам садиться в автоматическом режиме - Ред.). Три года назад там стоял авиационный полк, но после был передислоцирован вместе с оборудованием.

- Разве такое может быть - аэродром без систем посадки?

- Может. Таких аэродромов немало. Не везде хватает денег на оборудование. Вообще же, с началом перестройки многие работы по радионавигации были свёрнуты. Я разрабатывал и программное обеспечение для гражданской авиации, но это всё дорогие проекты. Тот же «Аэрофлот» распался на несколько десятков компаний, подавляющее большинство которых не способно оплатить такие разработки.

Чем выше, тем лучше

- Получается, после перестройки вы уже не имели дело с авиацией?

- Да, я начал работать уже для радио и телевидения. К примеру, на челябинской телевизионной башне находится не менее 9 моих антенн. До сих пор помню одну из первых разработок. Вся сложность в том, чтобы заставить антенны, расположенные ниже верхушки, обеспечивать круговой охват. В своё время жители практически всего Северо-Запада не могли смотреть 8-й канал. Вот мне с коллегами и пришлось исправлять ситуацию. Работу свою выполнили, а вот гонорар в те времена был весьма скромный: хватило только на две бутылки коньяка и закуску!

- А верно ли, что жить рядом с телевизионной вышкой вредно для здоровья? Мнения высказываются самые разные...

- В Челябинске главная башня достаточно высокая, намного выше окружающих домов, так что все требования по безопасности соблюдены. Но нередко радиолюбители ставят вышки где попало и как попало, рискуя здоровьем окружающих.

- А есть ли антенны в других городах, которые сомнительны с точки зрения безопасности?

- Есть, однако называть эти города не буду. Но есть.

- Как вы относитесь к сотовой связи? Здесь ведь тоже высказываются неоднозначные мнения относительно воздействия мобильных телефонов.

- Опасения вполне оправданны: длительное воздействие сотовых действительно приносит вред организму. Я и студентам своим объясняю, что надо пользоваться сотовым только в тех случаях, если под рукой нет стационарного телефона. В любом сотовом стоит довольно мощный передатчик, и когда вы прикладываете аппарат к голове, то она поглощает до 30% излучаемой мощности. В НИИ измерительной техники проводили эксперименты на крысах, и выяснилось, что у тех происходило перерождение мозговой ткани.

- Но я вижу, что у вас у самого есть сотовый телефон...

- Я им чаще пользуюсь как справочником только. Или если надо позвонить с улицы - укладываюсь в считанные секунды.

- В последнее время развернулась целая дискуссия вокруг уровня подготовки технических специалистов в ЮУрГУ. Некоторые считают, что он понизился...

- Не согласен!

- Видимо, ещё в детстве вы были радиолюбителем, лазили по крышам?

- Вовсе нет. Просто увлекался физикой и математикой. Всё само собой получилось. И по-прежнему работу и хобби не разделяю. Все вот в отпуска на курорты ездят, а я на конференции. Кстати, и летать я не боюсь. Хотя много чего знаю про аэродромы.

Смотрите также: