«Уклончивые» цифры
Статистика призыва в России выглядит ужасно: если, к примеру, в 2002 году от военкомов бегали 30 тысяч потенциальных новобранцев, то теперь их численность выросла почти всемеро и практически сравнялась с количеством тех, кого все же удалось облачить в солдатские ботинки. Главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский осенью 2010 года так прокомментировал эту вызывающую глубокую печаль «картину маслом»: «Вы знаете цифры о тех людях, которые получили повестку и должны были явиться в военкомат, но не явились – их 200 000. Тем, кому повестки не удалось вручить, кого не смогли найти и не смогли обеспечить явку – 198 000».
Чего боятся призывники?
По словам директора «Единой службы помощи призывникам» г.Челябинска Алексея Унгуряна, причины называют самые разные:
– Кто-то боится, что при своем состоянии здоровья ему будет просто тяжело в армии. Кто-то откровенно говорит, что армии не боится, но не хочет туда идти, чтобы не терять времени. Кто-то боится дедовщины.
– Бояться действительно есть чего, – продолжает тему адвокат по военным делам Светлана Перегонцева. – Раньше армия считалась школой жизни, а в последнее время она стала чем-то вроде школы уголовного кодекса. Там ведь действительно совершается большое количество преступлений. Это и дедовщина и неуставные отношения, и рукоприкладство со стороны командующего состава. Кроме того, восемнадцатилетние парни, которых еще можно назвать детьми, просто боятся идти в армию, чтобы не вернуться оттуда в цинковом гробу.
Фиксируем каждую болячку
Бывает, что призывник в курсе, что по состоянию здоровья вроде бы не должен служить, а его, тем не менее, признают годным и берут служить. Почему так случается? По мнению Унгуряна, молодые люди, имеющие серьезные заболевания, относятся к ним легкомысленно: они не обращаются к врачам, не обследуются, приступы болезни пережидают дома, а потом удивляются, почему в военкомате им говорят, что они не так уж и больны. В итоге молодые люди, имеющие серьезные проблемы со здоровьем, попадают на армейскую службу, а там оказываются в больницах.
– Причем с плоскостопием или сколиозом из армии возвращаются инвалидами. А психическая неуравновешенность молодого человека при его нахождении в армии может грозить суицидом», - отмечает Светлана Перегонцева.
Она пояснила, что отменить решение военкомата о призыве, возможно только в судебном порядке. Но гораздо проще до такого ситуацию не доводить, заранее собирая все нужные медицинские документы на протяжении всей жизни, с самого детства новорожденного мальчика. Правозащитница и директор челябинской «Школы призывника» Валерия Приходкина отметила, что сразу бежать в суд тоже не нужно. Во многих случаях решение районного военкомата можно успешно оспорить на уровне областного.
От 59 тысяч рублей стоят услуги компаний, помогающих добиться законной отсрочки от армии.
Смотрите также:
- Валерия Приходкина: «В тюрьме порядка больше, чем в армии!» →
- Внутренние войска отмечают 8 Марта →
- Бегать стало неинтересно! →