Бесплатной медицинской помощи нет и никогда не было

Фото автора / АиФ

Заместитель главы администрации одного из территориальных образований пошёл на отчаянный шаг и обратился с жалобой в Минздрав Челябинской области: мол, помогите, не можем записать своих граждан на приём в областную больницу. Начали разбираться – оказалось, что его просто дезинформировали в регистратуре местной же поликлиники.

   
   

Доктор доктору – рознь

- Если больному действительно требуется неотложная консультация, то его обязательно проконсультируют, - заявила заместитель главврача по поликлинической работе ГБУЗ ЧОКБ Ия САПОЖНИКОВА. – Мы никогда не отказываем пациентам в приёме. Другое дело, что иногда просто нужно подождать.

Фото: АиФ/ Фото автора

По её словам, к специалистам облбольницы пациенты едут как к третейским судьям для уточнения диагноза в наиболее сложных случаях. Наблюдения доказывают, что хуже всего в маленьких городах обстоят дела с сердечно-сосудистыми хирургами, нейрохирургами, урологами, офтальмологами, травматологами-ортопедами, ревматологами и эндокринологами. Соответственно, на этих специалистов возрастает нагрузка в облбольнице. Так, в апреле у урологов учреждения ежедневно было по 15-18 «нулевых» талонов сверх тех, которые бронировали по предварительной записи.

- Дело осложняется ещё элементарными ошибками со стороны врачей в муниципалитетах, - продолжает Сапожникова. - Например, пациенту необходима консультация нефролога, а его записывают к урологу; вместо травматолога-ортопеда отправляют к ревматологу.

Кстати, как ни странно, хороших специалистов не хватает даже в частных медцентрах.

- Проблема кадрового голода стоит перед нами едва ли не каждый день, - признаётся главный врач медицинского центра «КЕММА» Игорь АРТЕМЬЕВ. - По большому счёту рынок медицинских услуг – это борьба за лучших специалистов. Ведь пациент идёт не в тот или иной медцентр, он идёт к хорошему врачу, к доктору с именем. Мы не берём на работу людей со стажем менее пятнадцати лет. И большинство наших сотрудников предпочитают работать по совместительству, то есть у нас принимают после обеда. Из-за этого «провисает» первая половина дня.

Фото: АиФ/ Фото автора

Виноваты пенсионеры и регистраторы?

Медики в муниципальных поликлиниках утверждают, что доступность бесплатной медпомощи страдает ещё и в прямом смысле из-за пенсионеров. С целью проконсультироваться у как можно большего количества специалистов, они звонят раньше всех и бронируют талоны. В результате работающий гражданин не может попасть на приём, а врачу приходится не столько лечить, сколько снимать социальную напряжённость, беседуя с пациентом, которому, по всей видимости, больше не с кем беседовать.

   
   

Вносят свою бесценную лепту в тему доступности бесплатной медицинской помощи и работники регистратур.

- Регистратура в лечебном учреждении – это звено не достаточно оплачиваемых, недостаточно обученных и, как показывает практика, недостаточно воспитанных специалистов, - говорит руководитель Челябинского филиала ООО СМК «АСТРА-МЕТАЛЛ» Андрей СКОРОБОГАТЫХ. - Между тем как театр начинается с вешалки, так поликлиники начинаются с регистратуры. Каким должно быть впечатление пациента от медучреждения, если там его встретили «овчарками»?..

Фото: АиФ/ Фото автора

Он отметил, что эта проблема касается практически всех поликлиник и многие главврачи работают над ней. Так, главврач детской Копейской больницы проводит со своими регистраторами настоящие тренинги. Чтобы устроиться в регистратуру ЧОКБ необходимо отработать немалый испытательный срок, во время которого за регистратором внимательно наблюдают. Один косой взгляд в сторону пациента – и ты не у дел.

- Конечно, важно, как пациентов обслуживают доктора, но от того, придёт ли к нам пациент во второй раз, на 50% зависит от администратора, - считает управляющий директор ООО МЦ «Лотос» Евгений ДОРОХОВ. – Вот мы и вынуждены муштровать своих администраторов.

Фото: АиФ/ Фото автора

Заметим, что муштру в частном медцентре хотя бы есть за что терпеть: там работники получают от тридцати тысяч рублей в месяц. Регистраторы в облбольницы зарабатывают в два раза меньше. Регистраторы в районных поликлиниках – в четыре. Поэтому с трудом верится, что усилия главврачей, которые они прикладывают к дрессуре регистраторов, будут оправданы.

Платим и ещё раз платим

Очень часто пациенты не знают о том, какие услуги должны им предоставляться на безвозмездной основе, а какие оплачиваться.

- Более 60% общественных контролёров сообщили, что при предоставлении стационарной помощи они вынуждены тратить свои средства на лекарства и медицинские препараты, сообщил Доверенное лицо Президента РФ, член Регионального Штаба ОНФ в Челябинской области Олег ЛУКИН. – Но в условиях сегодняшней страховой медицины этого не должно быть! В этом вопросе срочно нужно наводить порядок. Должна быть жесткая система информации пациентов о том, какие услуги предоставляются полностью бесплатно за счет средств ОМС, бюджета и других источников.

Пока же многие склонны считать, что деньги с них «вытянут» и в поликлинике, и в частном медцентре, поэтому предпочитают обращаться сразу за платной медицинской помощью. Однако при этом они забывают, что бесплатную помощь они уже оплатили.

- Говорить о том, что у нас бесплатная медицина, немного неправильно, - комментирует Андрей Скоробогатых. - В территориальном ФОМСе вертится порядка 32 млрд рублей, всё это деньги обычных граждан, наши с вами деньги, которые мы платим за то, чтобы иметь право на качественную медицинскую помощь, когда она нам понадобится. А если вы считаете, что в чём-то ваши права на уже оплаченную вами медпомощь ущемляются, вы всегда можете обратиться в страховую компанию, которая вам выдала полис.

Однако судиться-рядиться у пациентов желания мало, тем более, когда помощь им необходима незамедлительно. Это подтверждают и сами представители рынка платной медицины.

- В качестве руководителя медцентра я переживаю уже второй экономический кризис, - говорит Игорь Артемьев. - Не буду кривить душой, он нас никак не коснулся. Скажу больше: поток пациентов даже увеличился на какой-то период, потому что работы у граждан стало меньше, а времени заняться своим здоровьем – больше.

Можно сделать вывод, что рынок платных медицинских услуг в ближайшие годы будет только расти. И главным драйвером этого роста, как и ранее, будет – увы! - ненадлежащее качество бесплатной медицинской помощи.

КСТАТИ

Из чего складывается зарплата врача?

Зарплата врача состоит из должностного оклада (сумма зависит от профессиональной квалификационной группы врача), а также компенсационных и стимулирующих выплат. Размеры окладов и других выплат устанавливаются в пределах фонда оплаты труда, предусмотренных в сметах лечебного учреждения за счет лимитов бюджетных обязательств областного бюджета, средств, поступающих от приносящей доход деятельности, средств государственных внебюджетных фондов. Компенсации медики получают за сверхурочную или ночную работу (с 22:00 вечера до 6:00 часов утра), за работу в праздничные дни или в тяжёлых, отклоняющихся от норм, условиях. За совмещение должностей или исполнение обязанностей временно отсутствующих медработников врачи получают надбавки. В этом случае сумма зависит от сути и объёма дополнительной работы. К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты за непрерывный стаж работы, выслугу лет; за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ. Существуют также надбавки для молодых специалистов, надбавки за работу в селах, за наличие ученой степени, почетного звания и т.д. За выявление серьёзных диагнозов врачам не доплачивают.

КОММЕНТАРИИ

Мария ХВОРОСТОВА, пресс-секретарь Министерства здравоохранения Челябинской области:

Поликлиники имеют право оказывать платно абсолютно любые услуги при условии, что выполняется территориальная программа госгарантий (т.е. определенный перечень услуг на основании полиса ОМС). Например, в любой поликлинике можно посетить терапевта и по его направлению сдать общий анализ крови. Это должно быть бесплатно для всех, у кого есть полис. Но если руководство учреждения считает, что будут желающие, то вполне может ввести и платный приём, и платные анализы. Главное условие - сохранить бесплатные услуги.

Юлия МАРКОВА, начальник управления по взаимодействию с участниками обязательного медицинского страхования ТФОМС Челябинской области:

На сегодняшний день в сфере обязательного медицинского страхования Челябинской области работает 186 медицинских учреждений, из которых 27 являются частными клиниками. Стоит отметить, что их количество увеличивается с каждым годом. Так, в 2012 году их было 16, в 2013 и 2014 годах – 22, а в 2015 году – 27.

Порядок вступления медучреждений любой формы собственности в систему ОМС четко регламентирован действующим законодательством: медицинская организация включается в реестр на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором она намерена осуществлять деятельность в сфере ОМС. Перечень медицинских организаций, а также виды и условия медицинской помощи, которую они оказывают бесплатно, прописаны в специальном документе - Территориальной программе государственных гарантий. Данный документ размещен на официальных сайтах ТФОМС Челябинской области, регионального Министерства здравоохранения, медицинских организаций и страховых компаний. В свою очередь медицинские организации обязаны размещать на своих официальных сайтах информацию о режиме работы, видах медицинской помощи, оказываемой пациентам бесплатно в рамках ОМС. Необходимо отметить, что частные и муниципальные медицинские учреждения имеют равные права и обязанности в сфере ОМС.

Порядок и условия оказания платных услуг в муниципальных учреждениях здравоохранения также регламентированы законодательством. Необходимо отметить, что взимание платы за оказание медицинской помощи, включенной в Территориальную программу государственных гарантий, не допускается.

Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.

Медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги:

- на иных условиях, чем предусмотрено программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

- при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

- гражданам иностранных государств и лицам без гражданства, не застрахованным по ОМС;

- при самостоятельном обращении за получением платных медицинских услуг.

Важно отметить, что отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках программы ОМС.

В каждом конкретном случае пациент может получить необходимую консультацию в своей страховой медицинской организации, координаты которой указаны в полисе ОМС или в Территориальном фонде ОМС. Телефон горячей линии ТФОМС Челябинской области 8-800-300-1-003, обращение можно оставить и через интернет-сайт фонда www.foms74.ru

 

Смотрите также: