О глобальном потеплении, а также ветрах и ливнях на Южном Урале

Участие в беседе приняли:

- Хитрякова Надежда Павловна, заместитель руководителя по гидрометеорологии ФГБУ Челябинский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

   
   

- Пестрякова Екатерина Ивановна, климатолог факультета экологии ЧелГУ

- Решетникова Людмила Ивановна, учёный агроном.

Приводим сокращённую стенограмму мероприятия:

Ведущий: Итак, каковы основные климатические особенности летних месяцев на территории Челябинской области?

Хитрякова Н.П.: Средняя температура летних месяцев на Южном Урале как была на уровне 17-18 градусов в северо-западных районах и 19-20 в южных, так и остаётся. Как был июль самым жарким месяцем, так и остаётся. Метеорологическое лето в южной половине области начинается, как правило, в последних числах мая и заканчивается в конце августа. В северо-западной половине области лето начинается в первой декаде июня и заканчивается в первой половине августа. Если говорить о температурных рекордах, то самая высокая летняя температура у нас наблюдалась на метеостанции Южноуральск в 1952 году, тогда столбики термометров достигли отметки 42 градуса. Минимумы разнятся: в июне у нас бывало до -5 градусов, в июле – до -1, а в августе до -6.  Абсолютный летний максимум в области колеблется от 35 до 40 градусов. Самое сухое место в Челябинской области – это Октябрьский район, там выпадает самая маленькая годовая норма осадков за летние месяцы.

Фото: АиФ / Фото А.Суворина

А засуха уже где-то отмечена?

Хитрякова Н.П.: Да, мы объявляем атмосферную засуху как опасное явление в Карталах и Бредах. Под угрозой также были Кизильский и Агаповский районы, но на днях там прошли хорошие дожди и ситуация нормализовалась.

Характерны ли летние дожди и грозы для нашего региона?

Хитрякова Н.П.: Летние грозы – очень частое явление в нашем регионе, максимальное их количество приходится на июль. Однако были такие года, когда грозы наблюдались почти через день. Самое грозовое место в нашем регионе это опять же Октябрьский район, а также Аргаяш и горы. Добавлю, что летние ливни сложно спрогнозировать. Иногда в отдельных районах области может выпасть месячная норма, а иногда вообще за месяц осадков нет. Самая влажная – горнозаводская зона (Златоуст и Катав-Ивановск). Половина годовой нормы осадков у нас приходится именно на летние месяцы, с мая по август. Но, например, в прошлом году в Октябрьском районе за июль-август выпало больше годовой нормы осадков – почти 400 мм.

   
   

Вы сказали, что летние ливни сложно спрогнозировать. Почему?

Хитрякова Н.П.: Потому что плотность метеорологических наблюдений на территории Челябинской области изрежена. На 88,5 тысяч км2 приходится всего 18 метеостанций, то есть, грубо говоря, одна метеостанция на 5 тысяч км2. А надо бы не 18, а хотя бы 30. В ближайшем будущем планируется установить допплеровские локаторы в Аргаяше и в Магнитогорске. Первый будет охватывать северную половину области, а второй – юг.

То есть недавний ураган на Ильменке вы тоже не могли предугадать?

Хитрякова Н.П.: Во-первых, это был не ураган и не смерч. На снимках, сделанных после происшествия, мы видели деревья, которые были сломаны или вывернуты с корнем. Но корневая система при этом у них очень бедная. Мне понравился комментарий экологов, которые писали о том, что «огромные сосны представляли собой плохо вкопанные фонарные столбы». Обратите внимание, что палатки не унесло ветром, а ведь они гораздо легче сосен! Если бы это был смерч, на месте не осталось бы ни одной палатки, их бы утянуло. Или ветер был верховым, или было шквалистое усиление ветра. Если говорить о прогнозах, то первое предупреждение о предстоящих грозах было размещено на нашем сайте ещё 11 июня. Прогноз касался территории всей Челябинской области, узколокальный прогноз особенно опасных явлений сделать невозможно. Тем более, что, например, в Миассе у нас метеостанция находится в старой части города. Хочу обратить ваше внимание на то, что оповещением населения и общественных организаций о предстоящих ЧС у нас занимается МЧС, с нас эта обязанность снята. Единственное, что мы делаем, передаём свою информацию в МЧС. Если бы администрация Ильменского фестиваля или Миасского городского округа обратились к нам с официальным письмом, запросив прислать предупреждение, это было бы сделано. Но такого обращения не поступало.

Испытывает ли климат Челябинской области очевидные изменения в последние годы? Ведь климат нашей области – часть мирового климата, а во всём мире сейчас говорят о глобальном потеплении…

Хитрякова Н.П.: В любой компании, когда заканчиваются интересные темы, начинают говорить о погоде. Так и тут: когда надо уйти от обсуждения каких-то экономических, общечеловеческих и прочих проблем, начинают говорить о глобальном потеплении климата. Несмотря на то, что глобальное потепление научно не доказано, СМИ всё равно подхватили эти разговоры. Да, некоторые изменения климата имеют место быть, но это не глобальное потепление, а всего лишь колебания. Мы поговорили о глобальном потеплении, а потом наступили зимы 2006 и 2007 годов с жуткими морозами…

Многие южноуральцы обратили внимание на то, что после падения метеорита в регионе участились ветра. Стали говорить о том, что метеорит пробил некую дырку…

Хитрякова Н.П.: Ветер был всегда. И он тем сильнее, чем меньше деревьев на его пути. А ведь зелёные насаждения в Челябинске и области вырубаются в очень больших количествах. Отсюда и усилившийся ветер. Метеорит тут ни при чём. Если гвоорить о преобладающих направлениях ветра, то в основном все летние месяцы на Южном Урале дуют юго-западный и северо-западный ветра. Восточный ветер бывает редко.

Решетникова Л.И.: Соглашусь с тем, что сильные ветра на Южном Урале с некоторых пор участились. Нашим садоводческим хозяйствам они наносят большой урон, поскольку некоторые деревья выкорчевываются ветрами с корнем или обламываются, а их сломанные ветви наносят вред другим растениям, растущим с ними по соседству. Особенно страдают плодовые кустарники. И не только из-за ветров. В последнее время многие стали больше значения придавать ландшафтному дизайну, а само садоводство отошло на второй план. Мы не знаем, что и как правильно садить. Поэтому малины у нас не стало совсем, вишня вся больная. Мы стали меньше внимания уделять овощным культурам, поскольку уверены, что сегодня всё можно купить. А что покупаем? Живём на заморских объедках! То, что не взяла Европа, везут к нам. А ведь то, что растет у нас, экологически чище и больше подходит нам, поскольку растёт с нами на одной земле.

Людмила Ивановна, а какие культуры стали хуже рождаться на Южном Урале, и как это связано с погодными условиями?

Решетникова Л.И.: Мы стали недополучать урожай тыквенных культур из-за паутинного клеща. Но если с кабачками и тыквой ещё всё более-менее сносно, то с огурцами дело хуже: перепады ночных и дневных температур мая-августа не создают хороших условий для нарастания корневой системы. В последние годы стал сухим май, из-за этого в отдельных районах стала хуже всходить морковь, иной раз даже требуется её пересев. Из-за недостатка влаги в поливочный сезон морковь может растрескиваться или её плоды приобретают уродливые формы. То же самое и со свёклой: когда недостаточно влаги и тепла, то при формирование корнеплодов свёклы, нарастает ботва, а вкусовые качества страдают.

Фото: АиФ / Фото А.Суворина

Сильный ветер и снег 25 апреля повлияли на южноуральскую флору?

Решетникова Л.И.: Да, причём больше, чем мы думали. Так, на косточковых, на ягодных культурах (в частности, на абрикосах) пострадала цветочная почка, поэтому цветения как такового не произошло. На винограде почки вообще погибли (у тех, кто виноград открыл рано). Сейчас идёт восстановление от корневой системы и стимуляторов роста.

Как погодные условия нынешнего июня влияют на урожай?

Решетникова Л.И.: Влаги и тепла пока достаточно, но текущие погодные условия хороши для мучнисто-росяных грибов. Мучнистая роса поражает и культурные, и декоративные растения. Особенно страдают дельфиниумы, розы, крыжовник. Поэтому надо делать химическую обработку.

Как повлияет на южноуральский урожай погодный феномен Эль-Ниньо, о котором сегодня говорят японские учёные?

Хитрякова Н.П.: Никак. В основном от этого феномена страдают южные полушария (Австралия и Перуанское побережье), а мы живем в северном. У нас глубоко материковая территория, до нас этот погодный феномен не доберётся. Японцам, конечно, придётся хуже. Им виднее.

 

Смотрите также: