Вы знаете, что в Челябинске есть заводская пасека? А работает там... бывший полковник военной авиации Анатолий Кисличко. Это поначалу в его хозяйстве были стальные птицы - самолёты, сейчас - живые пчёлы, которых он зовёт ласково «сестрёночки» и «девочки».
Среди карьеров
- Ну, как вы тут, миленькие, без меня? Не замёрзли, мои дорогие сестрёночки?
В конце осени Анатолий Кисличко выходит на борьбу с клещом Якобсони. За свою короткую никчёмную жизнь один клещ убивает двух медоносных пчёл. А этого наш герой допустить никак не может. Сначала снимает с улья тяжёлую деревянную крышку, потом - матрасик-утеплитель, потом ещё какие-то тряпочки. Заботливо, как малое дитя раздевает. Затем берёт бутылочку с какой-то смесью и аккуратно поливает дорожки между рамками с сотами. Потом в тепле химикат испарится, пчёлки им подышат и клещу придёт мучительный конец.
Во время процедуры «дорогие сестрёночки» оживляются, а некоторые даже вылетают из улья. Кажется, что на верную смерть. На улице плюс один. Но в природе всё очень мудро устроено. Ровно на две минуты организм пчелы нагревается до 40 градусов, и этого времени ей хватит для того, чтобы вернуться домой. Наш герой жалеет своих пчёлок. Если они вылетают на холод, он их ловит поштучно и сажает на леток - это такая палочка на входе в улей, конструкция примерно такая же, как у скворечника. Пчёлка быстро-быстро возвращается к своим. Пасечник радуется такому хеппи-энду, а вместе с ним и весь окружающий мир: груды металлолома, обломки труб, старые строительные вагончики и вполне себе жизнеспособный паровоз.
Это Челябинск. И, пожалуй, единственная в стране, а может, даже и в мире заводская пасека. 18 ульев установлены прямо в промышленной зоне, среди карьеров, шлакоотвалов и подъездных путей. Следит за всем этим хозяйством пчеловод Анатолий Семёнович Кисличко.
Работодатели - в драку!
За свою жизнь полковник военной авиации Кисличко перепробовал немало профессий, был историком, преподавателем, а в ранней юности даже пастухом. И к 77 годам сделал окончательный и бесповоротный вывод: пчеловод - лучшая профессия на земле.
- Мои дорогие пчёлки, я вас накормил, напоил, полечил, а теперь вы должны хорошо перезимовать... Доброго вам пути! На долгий путь зимовки...
Анатолий Кисличко - не простой челябинский дед. Он единственный пенсионер, за которым до сих пор гоняются работодатели. Завод «Уралнеруд» буквально вырвал пчеловода из лап конкурентов.
- Меня пригласили устроить заводскую пасеку, ну я пообещал поработать один год, да вот задержался уже на четыре. А они хотят, чтобы до 80 лет трудился у них на заводе... Выделили мне прямо на территории вагончик для всего моего материала, площадку расчистили для ульев. Видать, нравится коллективу наш с сестричками мёд.
Из-за повышенной общественной нагрузки у Кисличко не хватает времени и сил на личную пасеку. Пришлось сократить её с 20 до 7 ульев. Каждый раз, когда Анатолий Семёнович добирается до своей собственной пасеки, просит у сестричек прощения за долгую разлуку. Выглядит это примерно так:
- Здравствуйте, девочки мои дорогие. Я не приходил к вам целых семь дней, поскольку был очень занят... Простите, милые мои, сейчас мы всё наверстаем...
Личная пасека Кисличко располагается рядом с одним из челябинских садоводческих товариществ. Там скооперировались 15 пчеловодов, у каждого свой ряд, своё место. Ульи стоят тесно, но пчёлы со снайперской точностью прилетают только в свой. И специальные пчёлы-охранники их пропускают, но если на леток сядет чужая, её тут же прогонят. Всё как у людей...
Мёд - в Аргентину
Вы думаете, Кисличко отправит пчёл на зимовку и угомонится? Как бы не так! У него полным ходом идёт разработка нового грандиозного проекта. Зимой Анатолий Семёнович отправляется в Аргентину. В далёкой стране живёт Кисличко-сын. И ему уже дано задание: разыскать координаты лучших аргентинских пчеловодов.
- Аргентина на 3-м месте в мире по пчеловодству, - рассуждает Кисличко. - Первое место - Китай, второе - Канада. Мы - на десятом месте. А раньше Россия была на первом. Сейчас, к счастью, пчеловодство в нашей стране возрождается, но, конечно, не такими темпами, как хотелось бы... В Аргентину я поеду с дочерью. Она знает два языка, английский и немецкий, но в Аргентине говорят по-испански, и сейчас она учит испанский. А сын нашёл пчеловодов, они хотят пообщаться. Если пропустит таможня, повезу им в подарок свой мёд.
Энергичный пасечник как может помогает любимой отрасли народного хозяйства. Организовал в Челябинске курсы для начинающих, сагитировал заняться пчеловодством большую часть своих родственников, подготовил к переезду две пчелиные семьи. Весной он подарит их детскому интернату. А пока ребята узнают немало интересного про мёд, пчёл и о том, как удивительно и разумно всё устроено в природе. Пчеловод Кисличко приезжает к ним в гости с бочонком мёда и житейскими рассказами про то, как однажды его покусали 300 пчёл. Про то, как маленькие полосатые насекомые ориентируются по солнцу. Про пчёл-трудяг, пчёл-воинов и пчёл-лентяев. Это был самый сладкий мёд в их маленькой жизни. Казалось, что над ними жужжали пчёлы, голову кружило от аромата цветущей липы, а от необыкновенных рассказов захватывало дух.
Они договорились обязательно встретиться весной. Ведь теперь у них есть общее дело. Весёлое, увлекательное, доброе. Самое лучшее дело на Земле.
Мы желаем Анатолию Семёновичу Кисличко до 100 лет заниматься пчеловодством.
Смотрите также:
- Мама южноуральского космонавта Марка Серова: «Журналисты пишут всякий вздор!» →
- Евгения Грибкова. Когда вы последний раз были в родительском доме? →
- Ты в США! «Здесь по-другому. Ни хуже, ни лучше» →