Камерный откроет подвалы: новый директор Алла Точилкина о том, чего ждать от театра

   
   

- Смотрите, мне подарили «автоматизированный кишечник», - она демонстрирует канцелярский прибор со стопкой бумаги для записей. - Вот сюда нажимаешь - отсюда выползает бумажка. Это реклама какого-то средства от болезней кишечника. Смешной, правда? Наверное, директору без такой штуки не обойтись.

На газели - в министерство

На столе у Точилкиной - цветные распечатки новой дизайн-концепции зрительного зала. По замыслу художника кресла должны быть активно красные, на потолке - небо в звёздах, на стенах - сложного фасона штукатурка, а на полу -линия зелёная. Алла вертит картинки в руках так и эдак, показывает: «Нет, мне кажется, это как-то... слишком ярко, резко. Да?» Этот проект - примерно одна тысячная часть новых ежедневных забот звёздной актрисы, обладателя титула «Лучшая актриса года» (областной фестиваль «Сцена», 2007) на новом посту.

Алла Точилкина - тоненькая, как статуэточка, стремительная, порывистая. Даже сквозь усталость (а мы встретились после длинного рабочего дня, который оказался днём закрытия сезона) она не теряет темперамента и темпа. Если вы видели Точилкину на сцене в спектаклях «Баб», если помните её нервную, ломаную, победительную актёрскую энергетику, вы представите, как она, даже сидя на стуле, жуя пряники и отвечая на вопросы, остаётся неудержимой. Такое ощущение, что отпусти её - побежит.

Алла предлагает нам пряники и конфеты, рассказывает о том, какие преимущества появились в её жизни, когда она приняла предложение министра культуры Челябинской области и пришла директором в Камерный.

- У меня появилась машина с водителем. «Волга». Ей примерно столько же лет, сколько Камерному театру, то есть 20. Она меня возит на встречи. Сегодня, правда, там что-то сломалось, и я поехала в министерство на нашей газели. Ну вот, пожалуй, и все преимущества. Ещё у меня есть сейф. Я храню там всякие женские штучки.

- Народ в театре, говорят, вас принял... неприветливо?

   
   

- Почему-то все думали, что следом за мной придёт театр «Бабы» и захватит эту площадку.

- Это не так?

- Нет, конечно. «Бабы» сюда не придут, это самостоятельный театр и совершенно другая эстетика. Я на первом же собрании слухи опровергла и сказала, что рада видеть всех, кто придёт и расскажет, какой должен быть Камерный театр. Пожалуйста, любые предложения: от покупки вентилятора для гримёрки до возведения второго этажа над гаражами.

- Приходили?

- Да, приходили и рассказывали. Вот детей в детсад надо устроить, чтобы две актрисы вышли на работу из декрета. С отоплением надо срочно что-то решать. Отопительной системы нет, не работают батареи - артисты мёрзнут на сцене. И так год за годом, здесь это проблема вечная! Когда на улице минус 20,актёры совершают подвиг, я считаю. Есть сейчас вроде умелец, который взялся разрешить это дело. Фасад давно требует ремонта. Да всё запущено.

Путешествие вперёд

- Да... Нетворческие, прямо скажем, вопросы. Вы хоть представляете, с какой стороны за это дело взяться?

- Да, представляю. Я работала три года заместителем директора фирмы по организации массовых праздников («Дирекция концертных и зрелищных мероприятий». - Ред.). У меня есть серьёзный пробивной опыт по организации праздника в чистом поле. Если грубо, то это было так: активная группа людей приезжает на открытый простор, проводит электричество, ставит туалеты, строит город, в который приезжают важные гости, происходит фейерверк, праздник, салют, счастье, ура! Потом люди радостные уходят, всё сворачивается - опять чисто поле. Вот опыт такой организационной работы у меня есть.

Непонятно, конечно, что романтического можно найти в туалетах и батареях, но, с другой стороны, я понимаю, что искусство без этого существовать не может. Артист, конечно, человек не от мира сего, но, если у него не будет возможности сходить в туалет, попить чаю, он вряд ли сможет выразить то, что ему предназначено. Ну и не забывайте про мой безнадёжный оптимизм и трудоголизм. Люблю работать.

- То есть вы сразу согласились на предложение стать директором.

- Да нет, конечно. Я дважды отказывалась: какой я директор, я не готова, и это не совсем мой путь. Но, хорошо подумав, знаете, я это расценила как путешествие вперёд. Путешествие, когда закрываешь все двери...

- Я думала, глаза.

- Да, и глаза! И понимаешь, что вот теперь, отсюда начинается следующий этап в моей жизни. Приходит время, когда надо совершать в жизни поворот, пусть даже экстремальный. Нельзя останавливаться. Если человек останавливается, это, как минимум, непродуктивно, а как максимум, ведёт к психическому неравновесию. И потом, я же человек разумный. Мне 36 лет. Ну ещё лет пять-семь - и мне в репертуаре театра останутся только роли комических старух. Когда в 36 лет прыгаешь и кричишь: «Ура, мне 16 лет! А 18 лет - это копец!» - то... ну смешно же. Век артиста очень короток. Я абсолютный реалист в этом вопросе. Кроме того, хочется же что-то сделать хорошее. Не только играть.

- Вы уходите из актёрской профессии?

- По большому счёту, да, ухожу. Буду играть репертуар, а в новых спектаклях репетировать уже не смогу. Туалеты, батареи, смета ремонтных работ, болезни работников вахты - это вопросы, далёкие от эстетики театра «Бабы».

- Что было самым шокирующим здесь?

- Шока не было, был стресс. Понимаете, если бы я занималась организацией производства материальных вещей, был бы ясен процесс и результат. Но театральное производство не измерить ни количеством, ни объёмом продукции. Предугадать, насколько спектакль будет востребован и как он будет откликаться, невероятно трудно. Это производство, которое нельзя ни потрогать, ни понюхать, ни подсчитать. Это магия.

Но основной стресс связан, конечно, с вхождением в новый человеческий коллектив. Камерный театр славится тем, что это семья, единый организм. Естественно, я здесь человек чужой. Я как заноза. И людей нельзя уговорить меня принять, наобещать чего-то... Должен пройти период поступков и событий, когда люди начнут доверять.

Театр - полуголодное дело

- А на репертуарный план театра вы сейчас будете влиять?

- Постановочная политика Камерного театра харизматична. Это Виктория Николаевна Мещанинова, её магия и сила. Сейчас в театре ставится спектакль «Балаганчик» по пьесе А. Блока. Режиссёр-постановщик - наша землячка, ныне москвичка, лауреат театральной премии «Золотая маска» Лариса Александрова, а музыку пишет знаменитый отец уральского рока Александр Пантыкин. Артисты будут и петь, и двигаться очень необычно. Для Камерного это совершенно новые театральные формы, и, я уверена, спектакль станет событием для города. «Балаганчик» откроет сезон.

- А «Камерата»?

- Будет и «Камерата», мы думаем об этом, планируем. Надеюсь, труппа побывает на других фестивалях, ведь уже три года театр никуда не выезжал, это плохо. Финансовое положение у нас очень нестабильное, театр - традиционно полуголодное дело. У актёров более чем крошечные зарплаты. А самое главное - нет истории завтрашнего дня. И это теперь моя забота тоже.

- Вы директор злой?

- Директор не может быть злым или добрым. Директор должен быть понятным. То есть создать понятные правила, чтобы людям было спокойно.

- Что вы успели без малого за три месяца?

- Ремонтно-строительные работы распланировали аж до 2017 года, у меня главный инженер чуть не поседела. Реконструкция нужна театру очень серьёзная, и министерство культуры нас тут поддерживает. А ещё, пока мы изучали тут матчасть, родилась замечательная затея. Вы же знаете, дом, в котором театр располагается, - это исторический памятник. Цитирую: «Здание, где в редакции газеты «Голос Приуралья» работали журналист В. А. Весновский и писатель А. Г.  Туркин, постройки конца ХIХ века». Так вот. Мы с главным инженером тут всё обошли. И знаем, что под театром есть система подвалов, они уходят куда-то вглубь и вширь и под военкоматом продолжаются.

 

- Вы спускались туда?

- Нет, зайти туда невозможно, надо искать вход. Мы видели кирпичную кладку, и туда вниз идут пустоты. Там, вероятно, были винные погреба или склады. Так вот, один из безумных прожектов Камерного театра - разведать, что там, освободить подвалы и сделать там, ну, например, андеграунд-театр или художественную галерею! Пока не было ни средств, ни времени на капитальную разведку, но это мегапроект. Есть куда расширять театральное пространство. Это же будет такая классная фишка!

Смотрите также: