Это мероприятие проводится четвёртый год подряд. В числе организаторов - общество русской народной культуры «Любошная ватага». Его участники возродили не только праздник Иван Купала - в течение года они проводят танцевальные вечёрки, изучают обряды, фольклор, воссоздают старинные костюмы.
Наш гость - один из активистов общества доцент кафедры истории России ЮУрГУ, кандидат исторических наук Алексей ФЁДОРОВ.
Кабачок для Ярилы
- Как возникла идея проводить праздник на Ивана Купалу? Ведь это совсем не вяжется с Челябинском.
- Началось всё с ролевиков-фехтовальщиков, с клуба «Золотой сокол». Позднее к организации праздника подключились наше общество под руководством Владимира Манахова, семейный фольклорный ансамбль «Оберег» из Миасса, Надежда Бочарова из Екатеринбурга. В этом году все вышеперечисленные выступили основными организаторами праздника. К слову, среди гостей была съёмочная группа телеканала Russia today с ведущим Эриком из Мексики (осенью обещали выпустить сюжет). В этот раз мы решили больше внимания уделить различным обрядам. Реконструировали народный театр.
- Это что-то вроде Петрушки и тому подобное?
- Нет, гораздо более древние образы. Это сценки, связанные с женитьбой Ярилы (солнца) и Купалинки - женского божества, олицетворяющего праздник. Справили и похороны Ярилы - весело получилось! Особенность народного театра в том, что тут нет зрителей, все являются участниками, хотя есть, конечно, заводилы. Кроме того, в первый раз мы устроили добывание живого огня. Здесь есть свои тонкости: необходимы очень сухая доска из мягкой породы, сухая трава и доступ свежего воздуха. Именно живым огнём полагается разводить костры. Прежде для этого приглашали старейшин или дюжих молодцев. Молодцев мы нашли. Разожгли всего за семь минут, взяв черенок от лопаты (даёт хорошее трение). Без костра никак - он нужен и для костромы.
Досье | |
---|---|
Алексей ФЁДОРОВ родился в 1980 году в Челябинске. Окончил исторический факультет ЧелГУ в 2002 году. Защитил в 2006-м кандидатскую диссертацию. Женат. |
- Эту песню все слышали, а что же означает «кострома»?
- Это жердь, которая вставляется в костёр. Сверху на неё кладётся большое колесо (мы его сами сделали). Когда жердь сгорает и обваливается, огненное колесо с горки катится прямо в воду. Очень красиво и символично, ведь огонь обозначает мужское начало, а вода - женское.
- Получается весьма эротично…
- А смысл дня Ивана Купалы и так эротичный. Это ведь праздник макушки лета, а лето у славян обозначало «год» - отсюда слово «летопись». Считалось, что в этот период вся природа находится на пике своих сил и плодородия. Поэтому надо было выбрать себе пару. Но праздник этот и для женатых - кому детьми надо было обзавестись.
- Цветок папоротника тоже ищут? Или некоторые, явно сказочные, обряды не соблюдаются?
- А как же, ищем! Считается, что в эту ночь растения своими голосами поведают, какими свойствами обладают. А найти цветок папоротника может тот, у кого откроется иное зрение. Смысл в том, чтобы войти в другое состояние. Но, конечно, не так, как это ныне понимают. Мы на празднике стараемся создать условия, чтобы люди выключились из привычной реальности и попали в другую, сказочную.
- Одно из условий - отказ от современной одежды?
- Да, надо быть в традиционном костюме. Заметил, что девушки в сарафанах привлекают внимание и тем, что нет одинаковых нарядов - видна душа, ведь одежда тут индивидуальна. Ещё важно, чтобы на всех, даже на девушках, был пояс - это оберег. Исконное значение слова «распоясавшийся» - «одержимый бесами». Девушка без пояса считалась колдуньей. Около десяти наших участниц принесли сарафаны своих мам и бабушек. Был у нас на празднике и вовсе уникальный экспонат - так называемый курский женский костюм, которому уже 280 лет! Приобрели этот наряд случайно за смешные деньги, но его до сих пор можно носить! Для создания особой атмо- сферы мы расставили по территории тряпичных кукол. Были и большие куклы из травы и венков, изображавшие Ярилу и Купалинку. Так как Ярила у нас мужчина, а весь праздник связан с культом плодородия, надо было обозначить половую принадлежность. Хотели сначала ограничиться морковкой, но потом «наградили» кабачком!
Кстати | |
---|---|
На Ивана Купалу проводят самые необычные игры. Например, шалыга - когда парень раскручивает над головой верёвку с мешком, никого не подпуская к себе. Была и стенка на стенку, но в мягком варианте - молодцам надо было протолкнуться сквозь строй противника. Девушки же обороняли куклу Купалинку от парней при помощи пучков крапивы и малины. Правда, имелось и «секретное оружие» - ёмкости с водой. |
Вставай в наш лабиринт!
- Еда тоже была по старинным рецептам?
- Мы поставили столы, чтобы можно было выпить чаю. Из настоящих самоваров, работающих на шишках, которые дают хороший и долгий жар. У столов народ постоянно толпился, и не чтобы чаю попить, а на самовар посмотреть. Мы даже провели мастер-класс - показали, как топить самовар. А уж какой чай вкусный из него! Я потом прочитал, что если в чайнике подогрев идёт снизу, то в самоваре - через особые вихревые потоки, вокруг трубы. Может, отсюда особый вкус?
- Только чай, и никакого алкоголя?
- Конечно. У нас с этим строго. Любители горячительного сильно рискуют при проведении хороводов.
- Наверное, больше рискуют их партнёры?
- Нет, именно те, кто принял на грудь. Дело в том, что во время хороводов открываются интересные ощущения. Подобные танцы ведь воспроизводят своего рода модель Вселенной (закручивающаяся спираль). Это очень древнее представление и исконная обрядность. Не случайно, что ту же схему воспроизводят наш Аркаим, каменные лабиринты на севере. Хоровод - это практика медитации. Происходит передача силы по кругу. Но если человек оказывается пьян, нечист, он не сможет передавать силу дальше и принимает на себя удар. Это не мистификация, я сам видел, как пьяных просто выносит! Если кто хочет напиться, пусть остаётся дома. Вся городская культура сейчас основана на питии.
- То есть повальное пьянство в деревнях - это миф?
- В старину не было такого. И работы много, и водка была дорогой (это же довольно сложный в изготовлении продукт). Она получила распространение в XIX веке, а до того народ потреблял гораздо менее крепкие напитки. И живых денег у крестьян было мало, а если появлялись, их тратили на насущные нужды - инструменты, землю.
Всё покажет венок
- Если были танцы, значит, была на Ивана Купалу и музыка? Тоже обошлись без современных технических средств?
- Разумеется. Выложили барабаны, дудочки, бубны, погремушки, был даже варган - инструмент северных народов, чтобы люди подходили, пробовали. И что удивительно, даже у новичков через 5-7 минут получались какие-то мелодии. Я лично освоил дудочку. Приехал настоящий, единственный в области волынщик - Максим Успенский из Южноуральска. Я сам играю давно на гармони, выступаю на свадьбах. Недавно ещё с одним гармонистом играли на удивительной свадьбе - там звучала только гармонь.
- Видимо, многие на Ивана Купалу гадают и на будущую свадьбу?
- После того как скатится огненное колесо, девушки обычно плетут венки и пускают по воде. Если прибьёт венок к берегу, значит, не судьба в этом году. А если плывёт свободно, жди предложения руки и сердца. Кстати, со своей женой я познакомился именно на празднике Ивана Купалы.
Смотрите также:
- Товарищ Гийом. В Челябинске побывал француз-специалист по советской истории →
- По следам Крузенштерна: Челябинск встретил кругосветных путешественников →
- Макс Бодягин. Кто наживается на конце света? →