Она была выдвинута много лет назад Н.Назарбаевым и, в свою очередь, базирующуюся на концепциях русских философов Н.Трубецкого и П.Савицкого, отчасти – К.Леонтьева.
Нынешнее обсуждение, впрочем, имеет весьма малое отношение к интеллектуальному наследию великих евразийцев, полностью заменяя его содержанием статьи В.Путина в «Известиях». Тема, как имеющая предвыборное значение и знаменующая желание властей решить вполне конъюнктурную задачу – заполнить, хотя бы временно, зияющие идеологические пустоты, могла бы быть спокойно отвергнута как недостойная внимания в подобном качестве. Но дело в том, что она – независимо от воли ее нынешних реаниматоров, действительно имеет огромное политическое значение.
Это, конечно, сюжет отдельной исследовательской статьи. Однако, занимаясь в своей ученой ипостаси проблематикой регионализма и глобализации, хотел бы отметить здесь две главные вещи.
Первостепенное значение для ответа на вопрос о том, переживет ли Россия первое двадцатилетие 21 века как единое государство, имеет качество того уникального общественного продукта, который она сможет предложить глобальному миру-рынку, окончательно оформляющемуся сейчас на базе англосаксонского права, английского языка и соответствующих общественных ценностей.
У России есть (все еще) два варианта: закрепиться в этом мире на правах глухой и раздробленной периферии, поставщика энергетического и человеческого сырья. Либо предложить ему сформированный под ее эгидой пакет политико-экономической связности, обеспечивающей рубежи ЕвроАтлантики (частью которой Россия, несомненно, является, располагаясь между Европой и Америкой и исповедуя европейскую культуру) на цивилизационном «разломе» с Китаем.
Такой «продукт высокого политического передела» будет стоить гораздо дороже и обеспечит совсем другие условия в торге с Западом – и совсем другие условия жизни и развития - как населению России, так и ее элитам. Это – условие максимально равноправного диалога со странами G7, результаты которого смогут обеспечить Россию настоящими инвестициями и технологиями, без которых мы довольно скоро уже не сможем добывать свою нефть.
И надо хорошенько помнить еще одну вещь: если евразийское пространство не «свяжем» мы, его свяжет Китай. Пока мы только обсуждаем эту тему, китайцы строят «второй Транссиб», уже пройдя всю территорию Казахстана. Мне уже приходилось писать о том, что именно Челябинская область могла бы получить от полноправного участия России в подобном проекте огромные стратегические выгоды, сформировав крупнейший транспортный и логистический узел в районе Карталов.
Но у нас ведь сплошные выборы, бесконечное торжество демократии - недосуг. А потом, боюсь, обойдутся и без Евразии, которую и сейчас-то строят весьма оригинально: высылая таджиков и запрещая Боржоми.
Взято - ЗДЕСЬ.
Смотрите также:
- Открытая трибуна. Эксперты «АиФ» об агломерации, пенсии и агресси детей →
- Надежда Рассказова: «Наука не должна иметь ничего общего с политикой» →
- Строго по картам →