От Рублёвки до Валаама

   
   

В её руках бесформенная глина или пластилин превращаются в произведения искусства. Причём талантливый мастер успевает лепить и монументальные скульптуры, и котлеты для домочадцев.

В небольшой мастерской Натальи Куликовой, что находится на каслинском заводе архитектурно-художественного литья, свет на разнокалиберные скульптуры струится из-за жёлтой занавески. Фигуры из хрупкого чугуна, мягкого податливого пластилина, глины и гипса, эскизы на стенах в золотистых бликах от ткани, прячущей их от лучей солнца, словно оживают: дерзко взирает на входящих молодой царь Пётр, облачённый в латы, мудро и с каким-то благодушием - Алексий II, сурово - генерал Комаровский, хотя за его суровой внешностью проглядывает романтик и мечтатель... Эти работы Наташа - так талантливого скульптора обычно называют коллеги - создала за последние несколько лет. И разошлись они по всей России.

От пластилина до чугуна

Касли - город хоть и небольшой, но славится своими умельцами на всю Россию. Да что говорить, на весь мир. Ещё на Всемирной выставке в Париже в 1900 году одним из экспонатов, который потряс достопочтенную публику, стал павильон, выполненный каслинскими мастерами. Правда, за пару сотен лет в небольшом городке, до сих пор живущем литьём, разумеется, много что изменилось. Но мастера по литью, считают сами каслинцы, здесь живут по-прежнему лучшие в мире. Заказов завод получает много. И очень часто клиенты просят, чтобы ваяла ту или иную фигуру именно Куликова, скульптор опытный и известный.

- В семье у нас никто не лепил, - рассказывает 40-летняя Наталья, проворные пальцы которой вертят в руках небольшую скульптуру - один из заказов. - Но мне всегда нравилась лепка. Поэтому сначала закончила здесь, в Каслях, художественную школу, потом училище искусств в Челябинске и Красноярский художественный институт. Конечно, в 90-е годы сложные времена были. Заказов не было. Делали в основном доски да вывески. Но, слава богу, сейчас работаем стабильно.

В мастерской Натальи стол завален эскизами и фотографиями - чтобы сделать ту или иную скульптуру, она обязательно поднимает исторические материалы. Тут же лежат брусочки специального скульптурного пластилина и самшитовые стеки, которыми мастерица обрабатывает глину и тот же пластилин, срезая ненужное или подравнивая мягкий материал.

- Сначала разрабатывается эскиз, затем он выполняется из глины, потом из гипса. И только после этого с него можно сделать форму и залить металл, - объясняет нам азы своей работы скульптор. - Вообще, за каждой работой стоит ползавода: формовщики, чеканщики, фотограф. Поверьте, создаются работы не в одиночку!

Царя лепила с мужа

Правда, когда местный искусствовед рассказывает нам о самых значимых работах мастера Куликовой, она говорит, что то мастерство, с которым они выполнены, заслуга всё же исключительно Натальи.

- В 2004 году нам поступил заказ из Госдумы. С 1992 года в зале секретных заседаний стоит скульптура-академика Лаверецкого "Россия". Кто-то из наших законотворцев решил аллегорию России дополнить Россией персонифицированной - выбор пал на царя Петра, - рассказывает Лариса Столбикова, специалист модельного фонда завода. - Так как в своё время ту скульптуру отливали у нас, то и Петра тоже заказали в Каслях.

В конкурсе эскизов тогда приняли участие несколько мастеров. Наталья не верила, что её работа может победить, и даже настраивалась на другие заказы. Но именно ей выпала честь дополнить величавую фигуру женщины-воительницы молодым и дерзким царём. Времени было достаточно - 4 месяца.

- Наташе пришлось поднять ворох исторических материалов, - продолжает Лариса Павловна. - Каждая заклёпка на доспехах исторически достоверна. Мантий она вообще сделала две штуки. Тужила только, что лепить царя приходится в кирасе. А Пётр в таких нарядах и не ходил никогда.

Работу скульптора постоянно курировали из Москвы, на каждом этапе фотографировали царя в пластилине, в глине и гипсе, и отправляли в столицу. Претензий к автору, кстати, ни разу не было... Ну а царь Пётр провинциального мастера получился, и правда, точно живой. В латах и кольчуге, поджарый, с вьющимися волосами, он дерзко смотрит в будущее. Уже на протяжении 5 лет отлитый в бронзе он стоит в зале секретных заседаний рядом с Россией. Наташа эту работу всегда вспоминает с особой теплотой.

- Когда с ним прощались, гладила по голове своего Петра, - улыбается женщина. - Он уж как родной мне стал. То ли делала его слишком долго, то ли старалась очень...

Кстати, царя мастерица лепила с собственного мужа. Несколько месяцев Сергей Иванович позировал жене на ящике, изображающем постамент. Причём, по правилам академической скульптуры, ваять надо сначала обнажённую фигуру, и только потом постепенно её "одевать" - тогда каждый мускул, каждая кость будет на своём месте. Потому знающие семью каслинцы улыбаются: "Поджарый Пётр по фигуре - вылитый Серёга Куликов! Вы его просто не видели, а так сразу бы в царе его признали!"

Помогала в работе с царственной особой и 11-летняя дочка Куликовых - Василиса. Она на папу-императора водружала мантию из плюшевой портьеры, чтобы складки смотрелись натуральнее.

- Они у меня молодцы, понимают всё, - смеётся Наташа. - Да и я стараюсь успевать лепить и скульптуры на работе, и дома котлеты. Поэтому у нас в семье порядок и уют.

Патриарший заказ

Другая значимая для скульптора Куликовой работа - бюст Алексия II. На религиозную тематику Наталья выполняет заказы давно. Первыми стали иконы Казанской Богоматери, Сергия Радонежского, равно-апостольной Ольги. В марте этого года скромного мастера к себе вызвал директор завода: поступил заказ из Патриархии. Нужно сделать бюст Патриарха Алексия II для Валаама.

- Ответственность, наверное, как любой верующий человек, почувствовала тогда неимоверную, - вспоминает Наталья. - Да и боялась не передать характер. Алексий II был человеком очень добрым, мудрым, справедливым. Передать это не так просто...

Времени на работу мастеру дали совсем немного. Работала она буквально не покладая рук. Фотографии доставали, где могли.

Уже в июле бронзовый бюст Алексия был водружён на мраморном двухметровом постаменте монашеского острова Валаам. Памятник освещал Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

- Ощущения незабываемые. Место это святое, что и говорить, - вспоминает Наташа, которой посчастливилось побывать на открытии монумента. - Алексий II сделал для Валаама очень много. Именно с его приходом стали восстанавливать монастыри.

Хмельная урна

Вообще, мастера на заводе Куликову считают универсальным художником - у неё нет конкретной специализации. Монументальная скульптура, анималистика, миниатюрная скульптура, архитектурное литьё - она может всё. Причём одинаково ответственно подходит к любой работе: будь то увитая хмелем урна или скульптура царя.

- Мы же работаем по заказам. И творческие работы нам достаются не так часто, - рассуждает каслинка. - Но ведь и к урне можно подойти творчески. И сделать красивый фонарный столб, скамью, урну или ворота ничуть не менее интересно, чем памятник.

Одна из последних работ женщины - роскошные ворота высотой 4,5 метра. Сделаны они были для шикарного особняка, принадлежащего одному из больших людей с Рублёвки. По словам мастеров, ворота пока не установлены, но хозяин дворца обещал прислать фотографии.

Уже под конец беседы я не выдерживаю и интересуюсь рублёвскими и думскими гонорарами. Ведь живи Наталья за границей или хотя бы в Москве, её доходы были бы точно несопоставимы с нынешними.

- Существуют расценки Московского союза художников. Мы ориентируемся на них, - уходит от моего нескромного вопроса мастер. - А вообще... Завод нас не обижает! Да и работать - гораздо лучше, чем сидеть дома. У меня вот подруга живёт в Канаде. Довольна, конечно. Но у нашей семьи мысли уехать никогда не возникало. Да, мастера там зарабатывают больше и ни в чём не нуждаются. Но нам лучше об этом и не знать. Да и зачем? Самое главное я работаю по профессии, иногда даже не ради заказа или гонорара, а для души. Единственно, хотелось бы проехаться по местам "боевой славы", посмотреть, как там моему Петру живётся в столице или ворота как будут стоять на Рублёвке. Только кто меня пустит в Госдуму да элитный посёлок?

Смотрите также: